Как сдать экзамены без вреда для психики, рассказали специалисты

В Казахстане уже идёт ЕНТ, а в начале июня у школьников начнутся экзамены. О том, как закончить школу без проблем для психического здоровья, корреспондент Qazaqstan Media узнал у практикующего психолога.

Дания Турысова работает психологом в петропавловском колледже машиностроения и транспорта имени Байкена Ашимова и в Центре личности.

— Дания, добрый день. Скоро начнутся школьные экзамены. Можно ли сказать, что это стрессовое время для учеников?

— Добрый день. Действительно, экзамены являются стрессом для многих школьников и студентов. Но влияет он на каждого по-разному. Надо понимать, что такое состояние стресса ограничено по времени и не должно сильно сказываться на состоянии ребят. Но у всех разный уровень личностной тревожности и каждый по-разному будет его проживать. То есть, если у школьника уровень тревожности высокий, он почти всегда находится в состоянии стресса, и если сюда добавятся экзамены, подготовка к ним, и ребенок начинает тревожится «загодя», то стресс, конечно, может повлиять отрицательно.

— Как родителю понять, что ребёнок боится экзаменов?

— Ребенка, который переживает по поводу экзаменов видно сразу. Он становится раздражительным, когда разговоры заходят про учёбу или поступление в ВУЗ, возможно может стать плаксивым, проводит много времени за учебниками, а может и прокрастинировать, это бывает у перфекционистов, то есть он занимается всем чем угодно, но учёбы и подготовки к экзаменам не касается, потому что заранее знает, что экзамены не сдаст и не поступит. К этому всему может добавиться сниженный эмоциональный фон, плохое настроение и если стресс достаточно сильный, то нарушаются сон и аппетит.

— Как готовиться к экзаменам ребёнка самим родителям? Есть совет?

— Родителям хотелось бы дать одну большую рекомендацию: не давить на детей. Они, даже если не говорят, то хорошо понимают, что экзамены нужно сдать хорошо, они боятся вас подвести и груз ответственности их однозначно тяготит. Постарайтесь разговаривать и принимать то, что происходит. Их страшит страх неизвестности, будьте рядом и старайтесь контейнировать их эмоции. На экзаменах жизнь не заканчивается и оценки не всегда показатель того, какой личностью является ваш ребенок.

— Если родитель понял, что ребенок стал другим во время подготовки к экзаменам. Что делать?

— Если родитель видит изменения в поведении и состоянии ребенка, первое что нужно сделать — это поговорить, но не в коем случае не устраивать «допрос». Начать разговор нужно самому родителю, привести примеры из своего опыта. Спросить, а что больше его пугает, чем вы можете ему помочь. Но если это не помогает, то желательно обратиться к психологу.

— Как подготовиться к экзаменам, чтобы сдать их без последствий для психического здоровья?

— Каждый переживает стресс по-разному, у каждого свои компенсаторные стратегии поведения. Но на общее состояние очень сильно влияет то, как ребенок работает и отдыхает. Если ребенок не соблюдает гигиену сна, то естественно его нервная система истощается быстрее и сильнее. Очень важно отдыхать полноценно и качественно высыпаться. На нарушение сна влияет тревожность, а перед экзаменами она возрастает. Нужно разобраться, что именно его тревожит, а помочь в этом сможет психолог. Потому что страшно не сдать экзамен, а почувствовать себя никчёмным, плохим, неудачником в случае провала, столкнуться с этими чувствами порой бывает невыносимо.

— Есть ли какая-то статистика? Сколько школьников впадают в депрессию в экзаменационный период?

— Говорить на счёт статистики сложно. Я не уверенна в том, что у нас проводятся исследования в данном направлении. Но на то, как ребенок реагирует на стресс, влияют биопсихосоциальные факторы. То есть, среда в которой живет ребенок, физиологические особенности ребенка, и его личное восприятие происходящего.

— Принято ли в нашем обществе говорить об этом? Может чаще замалчивают о проблемах и ребенок, и родитель?

— В нашем обществе говорить о психологическом состоянии, жаловаться, говорить о слабостях, о том что с чем-то не справляешься, просить помощи, как-будто бы не принято. Но есть положительная тенденция: число обращений к психологам растёт с каждым годом. Дети не говорят родителям, возможно, потому что боятся быть непонятыми. А у родителей бывают предрассудки по поводу обращения к психологам. Если я пойду к психологу – значит, я не нормальный. Это очень частая формулировка не обращение к специалисту. И это непонимание иногда может отрицательно влиять на отношения в семье и на ребёнка в целом.

— Что посоветуете выпускникам? О чём помнить?

— Хотелось бы напомнить выпускникам, что оценки, это не показатель того, кем вы являетесь. И оценки, это не всегда показатель успешности. Мы очень много возлагаем на поступление в ВУЗы и сдачу ЕНТ, давит груз ответственности и общественного мнения, но очень важно понимать, что нужно именно вам. Необязательно идти по шаблону: садик, школа, институт, можно менять свое мнение, пробовать новое, и совершать ошибки. Ведь это ваша жизнь и нигде нет «Книги правил жизни» в которой написано, как её проживать.

— Дания, спасибо за беседу и за ваши советы!

— Надеюсь, они будут полезны школьникам. Желаю им успехов на экзаменах!

Также читайте: Началось основное ЕНТ: принято 305 тысяч заявлений

Please follow and like us:
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x