[et_pb_section fb_built=»1″ admin_label=»section» _builder_version=»4.16″ global_colors_info=»{}»][et_pb_row admin_label=»row» _builder_version=»4.16″ background_size=»initial» background_position=»top_left» background_repeat=»repeat» global_colors_info=»{}»][et_pb_column type=»4_4″ _builder_version=»4.16″ custom_padding=»|||» global_colors_info=»{}» custom_padding__hover=»|||»][dsm_perspective_image src=»https://qaz-media.kz/wp-content/uploads/2023/02/original-zachem-nugen-dogovor_1.jpg» _builder_version=»4.18.0″ _module_preset=»default» global_colors_info=»{}»][/dsm_perspective_image][et_pb_text _builder_version=»4.18.0″ _module_preset=»default» global_colors_info=»{}»]
В 2022 году с жалобами в Северо-Казахстанскую Ассоциацию по защите прав потребителей и предпринимателей обратились больше 300 жителей. Половина обращений была связана с приобретением бытовой техники, 20% — услугами по изготовлению мебели и 10% жалоб касались некачественных продуктов питания. Споры между клиентами и поставщиками товаров и услуг нередко доходят до суда. В ассоциации рассказали, как избежать неудачных покупок, передает корреспондент Qazaqstan Media со ссылкой на ИА El.kz.
64-летнюю жительницу Петропавловска вместе с родственницей пригласили на презентацию массажных кресел.
«Я согласилась сходить с ней за компанию. Нас любезно встретили, усадили на эти массажные кресла, все продемонстрировали. Потом сказали, что я выиграла хорошую скидку где-то 40%, а стоимость этого кресла, точнее, просто накидки, якобы 1,7 млн тенге. Дальше все было как в тумане. Я даже не поняла, как на меня оформили кредит. Банк мне одобрил только 900 тысяч тенге, оставшуюся сумму я отдала наличными. Меня заверяли, что кредит на 18 месяцев, оказалось, на 4 года. Когда я начала им звонить и говорить, что хочу вернуть товар, мне отказали», — рассказала пенсионерка.
Женщина обратилась сначала в полицию, а затем и в местную Ассоциацию по защите прав потребителей и предпринимателей. Там этой истории не удивились. С начала года к ним поступило 12 жалоб на продавцов массажных накидок по завышенным ценам. Большинство из заявителей — пожилые люди.
«Это для нас больной вопрос. Я даже сама проводила расследование и выяснила, что никакое это не японское кресло, как они говорят, а обычный ширпотреб. Такое же можно купить всего за 20 тысяч тенге, а они продают за миллион. Просто заманивают людей, которым хочется поправить свое здоровье. Дарят какие-то подарки, просят за них расписаться, не предоставляя возможности даже прочитать документ. В этом, конечно, главная ошибка потребителей. Нельзя никому давать свое удостоверение личности и ставить подписи в непонятных договорах», — рассказала Надежда Дубовая.
За 30 лет работы Надежда Дубовая может привести много примеров, когда покупатели приобретали некачественный товар и услуги, и в итоге оказывались обманутыми. В некоторых случаях доказать их правоту удается, но процесс это долгий и непростой, отмечают специалисты. В прошлом году одну из фирм, торгующих массажными накидками, суд обязал не только вернуть всю сумму жительнице Петропавловска, но и возместить неустойку и компенсировать моральный вред. Всего за 2022 год в региональную ассоциацию обратились более 300 человек.
«Одна из жалоб касалась строительства дома. Люди заплатили около 10 миллионов тенге подрядчику. В результате обнаружили много недостатков работы, даже трещины. Строители попросили доплатить еще 770 тысяч тенге на устранение недочетов. Заказчики и на это согласились. Но результата не было. Затем хозяин сделал экспертизу, согласно которой дом вообще лучше разобрать и построить заново. Сейчас мы готовим претензию. Если спустя 10 дней проблему не урегулируют, будем обращаться в суд», — рассказали в ассоциации.
Здесь отметили, что потребителям необходимо настаивать на заключении договора по оказанию услуг. В обратном случае будет сложно что-либо доказать в суде. Кроме того, всегда следует требовать чеки или квитанции, подтверждающие приобретение товаров или услуг. Но зачастую покупатели доверяют предпринимателям, а последние этим пользуются.
«Покупателям нужно быть более грамотными, но многие, к сожалению, не знают закон «О защите прав потребителей». Когда люди приобретают товар, нужно требовать чек, даже если продавец ссылается на то, что кассовый аппарат сломался, как это часто бывает. На бытовые подряды по ремонту квартир или строительству домов обязательно нужно заключать договоры с указанием всех требований. Есть предприниматели, которые сразу соглашаются с претензиями и стараются урегулировать вопрос максимально быстро, а некоторые просто машут рукой, мол, подавайте в суд и доказывайте», — сообщила Надежда Дубовая.
Права потребителей в ассоциации отстаивают следующим образом: заявитель пишет жалобу, после чего юристы составляют претензию и направляют ее ответчику. Если в течение 10 дней ситуацию не удалось решить, обращаются в суд. Иногда спорный вопрос удается урегулировать в досудебном порядке с помощью медиации, но это в случае, когда поставщик товаров или услуг признает свою ошибку.
«Отдельно хотелось бы остановиться на жалобах, связанных с пищевой продукцией. Бывает, что приходят люди, и говорят, что обнаружили в булке хлеба таракана. Мы им рекомендуем сразу обращаться в санэпидконтроль, специалисты дают официальное заключение, и только после этого мы выставляем претензию. В нашей практике были случаи, когда покупатели находили в хлебобулочных изделиях осколки металла, или, к примеру, приобретали колбасу с истекшим сроком годности. Это не всегда можно выяснить, так как в магазинах переклеивают маркировку», — подчеркнули в ассоциации.
Часто на рынках обычный ширпотреб выдают за фабричный товар, отмечает Надежда Дубовая. Поэтому следует попросить показать сертификат, подтверждающий качество продукции. Продавцы на такие требования реагируют негативно, хотя это уже давно должно стать нормой для всех, считают эксперты. Также потребитель имеет полное право проверить товар, прежде чем оформить покупку, особенно если это касается бытовой техники.
«Много жалоб по бытовой технике. Недавний случай — человек купил телевизор, но ему не разрешили его включить и проверить, а когда привезли товар домой, оказалось, что он не работает. Это ведь чистый обман. В магазинах обязаны проводить проверку товара по требованию покупателя, потребители должны это знать и настаивать, чтобы потом не обращаться в суд. Также у нас возросло количество обращений по интернет-продажам. Бывает, что привозят не то, что заказывали, либо просто исчезают после оплаты», — отметила Надежда Дубовая.
Эксперты рекомендуют изучить законодательство о защите прав потребителей и быть бдительнее при покупке товаров и услуг, чтобы в дальнейшем не стать заложниками судебных процессов.
[/et_pb_text][/et_pb_column][/et_pb_row][/et_pb_section]