Адаптация первоклассника в школе: топ-5 советов от психолога

«Мой ребёнок ещё не готов – он такой маленький», «Пусть идёт – раньше начнёт, быстрее закончит». Как часто родители будущих школьников терзают себя сомнениями отдавать ли ребёнка в школу или подождать до следующего учебного года.  Те же, кто всё-таки решился отправить своё чадо в первый класс, теперь «ломают голову» как помочь маленькому школьнику адаптироваться в новой обстановке.

На эту тему корреспондент Qazaqstan Media поговорил с педагогом-психологом СШ №7 г. Петропавловска Аидой Чен.

 — Аида Дамировна, когда нужно морально начинать готовить ребенка к школе?

— Желательно начать психологическую подготовку за год-полтора до поступления в школу. Важно помнить, что каждый ребенок индивидуален, поэтому некоторым детям потребуется больше времени для адаптации, чем другим.

 — С чего начать психологическую подготовку?

— Психологическая готовность ребёнка включает в себя три компонента: интеллектуальную готовность, личностную и социальную, эмоционально-волевую. К первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний, он должен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно и т.д.

Ребенок должен стремиться к получению новых знаний, он должен быть любознательным. Его память, речь, мышление должны соответствовать возрасту.  Нужно быть коммуникабельным, уметь общаться со сверстниками и взрослыми. В общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком, уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации.  Адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников.

 — Как понять, что ребёнок «созрел» для школьной жизни?

— Очень важный аспект. Ребёнок должен понимать почему и для чего он идёт в школу. Принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.

Конечно, важен интерес к учению и получению новых знаний. Он должен понимать, что те задания, которые ему совсем не по душе, выполнять необходимо. Ведь и другие ребята это делают.

Усидчивость – еще один немаловажный фактор. Способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела – это еще один признак того, что ребёнок готов идти в школу.

 — Насколько важно для родителей первоклассника вводить какие-то режимы, ограничения?

— Введение режима и расписания в повседневную жизнь ребенка поможет ему лучше адаптироваться к школе. Ребенок должен знать, когда надо вставать, кушать, гулять и ложиться спать. Это поможет развить его самодисциплину, что будет полезно в школьной жизни. Нужно помнить, что школа — это не только место получения знаний, но и место взаимодействия со сверстниками и учителями.

Ребенку необходимо развивать социальные навыки, такие как коммуникация, умение слушать и быть внимательным к другим. Организация игр с другими детьми и посещение детских коллективов, например, секции или кружки помогут ребенку научиться общаться и находить общий язык с другими людьми.

Важна здесь и поддержка эмоционального состояния. Т.е. дети, которые впервые идут в школу, могут испытывать тревогу или страх. Родители должны поддерживать эмоциональное состояние ребенка, убедив его в том, что школа — это интересное и важное место для обучения.

Расскажите ребенку о своем опыте в школе, покажите ему положительные стороны учебного процесса. Будьте готовы ответить на все его вопросы и снять его сомнения.

— Как правильно преподнести ребенку информацию том, что его ждет в первый год учебы в школе?

 — Расскажите во всех подробностях, последовательно, как будет проходить его школьный день, куда и во сколько он будет приходить, что будет делать, каким будет класс. Объясните ребенку, что ошибки — это нормально.  Плохие оценки и ошибки, за которые «родители будут ругать», — распространённые страхи первоклассников.

Главное донести до ребёнка, что ошибки сопровождают любого человека, который учится.  Скажите, что из любой ситуации есть выход. В школе у него есть классный руководитель, к которому он всегда сможет обратиться за помощью. Расскажите, что в школе очень интересно. Приведите примеры из своей собственной жизни.

—  С какими трудностями, как правило, сталкивается каждый первоклассник? На что обратить внимание родителям?

— Самое важное это привыкание к новому распорядку дня.  Нужно время, чтобы детский организм привык к новому режиму и подстроился к нему. Ребенок должен спать не менее 8 часов, чтобы утром ему было легко вставать. Домашние задания лучше выполнять в то время, когда ребенок полон сил. Ну и правильно распределять свободное время, чтобы ребенок успел поиграть, погулять на улице, сходить на дополнительные занятия или спортивные секции.

Часто родители первоклассников жалуются на проблемы с концентрацией внимания. Мы рекомендуем использовать игры и упражнения в этом направлении. Для многих первоклассников характерна повышенная тревожность. Не все первоклассники уверены в себе и своих силах. Страх ответить неправильно, сделать ошибки, получить замечание может быть очень велик. Тревожность мешает ребенку нормально учиться и полноценно общаться.

Не ставьте перед детьми непосильных задач, не требуйте больше, чем позволяют их способности, не сравнивайте с другими, не стыдите за то, что не справляются с заданиями. Поддержите своего школьника. Чаще хвалите, создавайте для него ситуации успеха.

— Как правильно реагировать на первые неудачи (замечания от учителя, плохое поведение), чтобы не отбить желание ребенка ходить в школу?

— Объясните ребенку, что в школе есть определенные правила и нормы поведения, которые необходимо соблюдать.  Постарайтесь спокойно узнать причину плохой оценки или конфликта с одноклассником. Затем вместе обсудите способы решения ситуации.  Интересуйтесь жизнью своего ребёнка. Регулярно узнавайте, как его успехи в учёбе, отношения с одноклассниками и учителями, как меняются его интересы к школьным предметам и т.д. Ваш ребёнок должен чувствовать, что вам интересен он сам, а не его оценки в дневнике! Важно, чтобы ребёнок научился самостоятельности и ответственности, но при этом знал, что всегда может обратиться к вам за помощью и поддержкой.

-Какие топ-5 рекомендаций Вы, как психолог, дали бы родителям первоклассников?

— Избегайте чрезмерных требований. Ваши требования должны соответствовать уровню развития его навыков и познавательных способностей. Такие важные и нужные качества, как аккуратность, ответственность не формируются сразу. Ребенок пока ещё только учится управлять собой и организовывать свою деятельность.

Помогая ребенку выполнять задание, не вмешивайтесь во все, что он делает. Дайте ему возможность добиться выполнения задания самостоятельно. Не пропустите первые трудности в обучении. Обращайте внимание на любые затруднения, особенно если последние становятся систематическими. Все проблемы с учебой, поведением и здоровьем гораздо проще решить в самом начале. Не закрывайте глаза на проблемы, они все равно никуда не уйдут сами!

Читайте также: Десять североказахстанцев лишатся прав за вождение в нетрезвом виде

 

Please follow and like us:
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x