На заседании Общественного совета Северо-Казахстанской области обсуждали, как энергетические компании начисляют платежи за свет и тепло. Выяснилось, что в этой сфере есть много нарушений. Из-за них жители города переплачивают за коммунальные услуги, пишет Qazaqstan Media.
Среди основных проблем выделяют неправильное разделение потребителей. Обычных жильцов и организации делят на группы, но не всегда правильно. Например, те, кто использует электроэнергию в магазинах или офисах, встроенных в жилые дома, платят почти в два раза больше, чем обычные жители, хотя разницы в потреблении почти нет.
«Бытовой потребитель — это тот, кто использует электроэнергию для собственных нужд, без целей предпринимательской деятельности, не имеет энергоустановок, напрямую подключенных к электрическим или тепловым сетям. Все просто. Если есть оборудование, подключенное к энергосетям, значит, потребление уже не бытовое. Тогда должны применяться соответствующие тарифы. Но ведь у обычного парикмахера, например, нет таких установок. А платят они почему-то больше. Фен для волос не может расходовать электричества больше, чем тот же домашний чайник», — сказал член общественного совета Александр Казанцев.

На это ответил генеральный директор АО «СЕВКАЗЭНЕРГО» Анатолий Казановский.
«Как субъект естественной монополии, мы не против внесения конкретики в нормативно-правовые акты, которые регулируют нашу деятельность. В законах об энергетике и предпринимательской деятельности есть определение бытового и небытового потребления. Исходя из этих норм, устанавливаются тарифные категории. Сейчас нет отдельного определения для тех, кто занимается предпринимательской деятельностью. Есть только бытовое потребление и небытовое. Любой офис мы относим к небытовому потреблению. Там происходит коммерческое использование нашей продукции. У нас уже есть один прецедент, когда потребителя перевели в категорию бытового по решению суда. Наша позиция проста: пока нет четкого толкования от уполномоченных органов и соответствующих справок, мы руководствуемся судебными решениями. Самостоятельно мы этого делать не можем, иначе завтра нас привлекут к ответственности за нарушение закона», — пояснил он.


Еще одна проблема «непрозрачные квитанции». В них нет информации, по каким именно показаниям счетчика насчитана сумма. Люди видят итоговую сумму, но не могут проверить, правильно ли она рассчитана.
«Закон обязывает энергоснабжающие организации указывать в платежных документах начальные и конечные показания приборов учета, даты их снятия, расчетный период. Это нужно для того, чтобы потребитель мог проверить правильность начислений. Судебное решение от 26 июня 2024 года подтвердило: энергоснабжающая организация обязана предоставлять счета с полной информацией о потреблении энергии. Это практика крупных городов — Алматы, Караганды, Усть-Каменогорска. У нас же до сих пор этой прозрачности нет», — заявил он.
Также меняются правила расчета. Компании сами меняют методику начисления платежей, хотя делать это без согласования с госорганами запрещено.


Потребителям также навязывают оплату за «потери тепла». Некоторые абоненты платят не только за фактически полученное тепло, но и за потери, которые происходят в трубах по дороге к дому. Хотя суд уже признал такие начисления незаконными.
«Севказэнерго заявляет, что учитывает потери только на сетях, находящихся на балансе Петропавловских тепловых сетей. Но в суде энергоснабжающая организация сама признала, что включает в расчет тарифов потери на сетях потребителей. Это незаконно. Суды по этому вопросу выигрывают, но в договорах до сих пор прописываются незаконные удельные часовые потери», — сказал общественник.

Обсудили также и размытые границы ответственности. В договорах запутанные условия о том, кто за что отвечает. Из-за этого потребители могут нести расходы, которые должны покрывать сами поставщики тепла и света.
Что предлагает Общественный совет?
Чтобы исправить ситуацию, члены Общественного совет предложил руководителю департамента регулирования естественных монополий взять под контроль начисления за электро — и тепловую энергию, чтобы они соответствовали законодательству. А также разделить потребителей по тарифам правильно: бытовые и небытовые.
«Энергоснабжающие компании должны работать по закону, а не придумывать собственные методики. Прозрачность расчетов, соблюдение тарифных норм, исключение незаконных начислений — это не пожелания, а требования законодательства», — добавил Александр Казанцев.
А генеральному директору АО «СЕВКАЗЭНЕРГО» предложили сделать платежные документы понятными. Указывать конкретные показатели, по которым рассчитываются суммы.

Генеральному директору Петропавловских тепловых сетей рекомендовали привести договоры с потребителями в соответствие с законом. Исключить из расчетов «максимальные нагрузки» и «потери тепла». А управлению энергетики и ЖКХ — разработать и утвердить нормы потребления тепла и горячей воды для домов без счетчиков. Создать программу, которая объединит данные по расходу воды и тепла, чтобы снизить ошибки в расчетах.
Также общественники планируют создать специальную комиссию. Включить туда представителей власти, энергетических компаний и Общественного совета. Комиссия разберется с нарушениями и приведет расчеты в соответствие с законом.
Важный судебный прецедент
Ранее суд уже признал незаконной методику начисления за отопление, которую использовали с января 2019 года по август 2022 годах. С ТОО Севказэнергосбыт взыскали убытки и неустойку в общей сумме более трехсот тысяч тенге. Это значит, что у потребителей есть реальная возможность добиваться справедливости.

Что дальше?
Общественный совет собирается направить свое решение в прокуратуру, чтобы там проверили нарушения и приняли меры. Если их требования будут выполнены, тарифы станут прозрачнее, а платежи – справедливее, считают общественники.