Старые велосипеды, срок годности которых истек больше десятка лет назад; залатанная форма; ветхая, пережившая не одно поколение спортсменов обувь. Это лишь несколько весьма выразительных деталей из тех, что съемочная команда QazaqstanMedia воочию увидела в школе – заметьте, олимпийского резерва. О ней уже много лет говорит главный тренер Акмолинской области по триатлону Сергей Пихидько, но, похоже, чиновники и местные власти его не слышат. Между тем, два недавних инцидента заставили родителей воспитанников поставить вопрос ребром.

Заплатка на заплатке: как триатлонисты из школы олимпийского резерва в Кокшетау завоевывают медали

Велосипеды старше спортсменов

Вынести сор из спортшколы родителей и тренеров заставил прецедент в киргизском городе Чолпон-Ата – на этапе Кубка Азии акмолинскийтриатлонист Мурат Жакен получил серьезную травму: лопнула рама на велосипеде.

Заплатка на заплатке: как триатлонисты из школы олимпийского резерва в Кокшетау завоевывают медали

«Мурат потом рассказал, что чуть отстал и начал догонять. Сначала цепь скакнула, а потом, говорит, такое ощущение, будто нажал на тормоз – его начало болтать. Он упал, ударился головой и потерял сознание», – рассказывает главный тренер Акмолинской области по триатлону Сергей Пихидько.

Двадцатилетнего спортсмена с переломом ключицы и разрывом связок пришлось срочно везти в Астану, где ему сделали операцию. Впереди месяцы восстановления и сорванное участие на этапе Кубка Европы.

Причина, как выяснилось, была не в спортсмене и не каких-то случайных обстоятельствах, а велосипеде. По словам тренера, велотранспорту два года – «малыш», в сравнении с другими экземплярами велобазы школы. Но, как выяснилось, он не соответствует физическим параметрам и уровню мастерства спортсмена.

Заплатка на заплатке: как триатлонисты из школы олимпийского резерва в Кокшетау завоевывают медали
Велосипед Мурата Жакен

«Больше подходит для подростков, но это, можно сказать, взрослый мужчина, который выступает на международных соревнованиях», – отметил Пихидько.

Сегодня в арсенале школы насчитывается чуть более полусотни велосипедов. И главная их характеристика, к сожалению, – не современный дизайн или скоростные возможности. А возраст. Самому старому – 23 года, в среднем здешнему велотранспорту по 12-17 лет. Между тем, срок, разрешенный к эксплуатации в этом виде спорта, – два года. То есть каждые два года велики нужно списывать и покупать новые.

Сегодня родители сочувствуют беде семье Мурата Жакен и опасаются, что с такой ветхой велобазой подобные несчастья будут повторяться снова и снова.

«А что, если ребенок сломает шею, позвоночник? А если насмерть? Кто будет за это отвечать? Тренер?», – с возмущением говорит Анжела Захарова.

 

И водитель, и механик, и тренер

Другой скандальный инцидент случился накануне поездки в Киргизии. Тренер вез спортсменов в Боровое – у автомобиля вылетело колесо.

«Хорошо ехали тихо, иначе не миновать трагедии. Десять молодых ребят могли разбиться. И такие беды могут подстерегать нас на каждом шагу, я все время тревожусь об этом», – признался Сергей Григорьевич.

Впрочем, и сам автобус требует ремонта кузова, ходовой части, замены лобового стекла.

Между тем, по словам собравшихся, в штате школы того же водителя и механика почему-то нет. Эти функции вынужден выполнять тренер. На него выписывается путевой лист, а значит, и ответственность, в случае нехорошего происшествия нести ему.

Похоже, сомнения о безопасности для жизни и здоровья воспитанников никого из администрации особенно не беспокоят. Как и чрезмерная нагрузка – физическая и эмоциональная – на тренеров. Не говоря уже о том, что такое распределение обязанностей со временем скажется и на результатах его работы, а значит, и успехах триатлонистов.

 

«Наши выглядят, как бродяги»

Съемочной группе QazaqstanMedia продемонстрировали и переломившийся пополам велосипед Мурата, и латанную-перелатанную экипировку – велокостюмы, стартовые костюмы, гидрокостюмы, треснувшие велошлемы; а также старенькую, «расквасившуюся», с протертыми шипами обувь. Не споткнуться и не упасть в такой – еще тот квест.

 

«Мы храним это не для того, чтобы журналистам демонстрировать, а потому что весной в эту рухлядь будем обувать наших ребят. Есть несколько приличных пар, но, как правило, это купленное за свои деньги», – признался тренер.

Родители рассказали, что спортивную амуницию им приходится латать снова и снова, а швеи уже отказываются приделывать замки на многократно перештопанную ткань.

Заплатка на заплатке: как триатлонисты из школы олимпийского резерва в Кокшетау завоевывают медали

«Поверх одних заплат нашиваются другие – с новыми именами, потому что экипировка передается от старших младшим уже неприличное количество раз. И оттого буквально сыпется. А здесь, смотрите, даже наклеена изолента. Как бродяги выглядят, до слез обидно», – комментируют взрослые.

«Грубо говоря, наши дети ездят по миру на деревянных самокатах. Посмотрите, на эти сумки – детям стыдно с ними появляться в аэропорту. Кто сейчас ездит с такими за рубеж, на соревнования высокого уровня?», – задается риторическим вопросом Олег Бедрин.

Заплатка на заплатке: как триатлонисты из школы олимпийского резерва в Кокшетау завоевывают медали

Контрастом акмолинским спортсменам – ребята из других областей в новенькой, одинаковой форме, на современных велосипедах. Причем их результаты скромней, отмечает тренер.

«Я открыто заявляю: финансирование на сборы и соревнования не меняется уже много лет. Когда-то оно было вполне адекватным, доллар стоил еще 150 тенге. А сейчас – 500. Появились много детей, которых нужно вывозить, – этих денег, понятное дело, не хватает. Мы вывозим, грубо говоря, 5-10 человек, а 25 сидит, потому что бюджета не хватает, инфляция давно все съела. Жизнь-то с каждым днем дорожает. Мы постоянно спрашиваем администрацию, почему не просят увеличить финансирование. Должна же быть заинтересованность в перспективах спортивного роста ребят», –расстраивается Сергей Пихидько.

 

А судьи кто?

У законных представителей воспитанников школы накопилось к администрации немало претензий. Главная из них – нет инициативы в решении оргвопросов, в том числе финансирования, обеспечения спортинвентарем и экипировкой. Ни разу не проводились общешкольные собрания, где бы велся диалог, подводились итоги и намечались планы. Детей никаким образом не стимулируют, а ведь похвала в родных стенах значит очень много. Смущает родителей и непонятный штат, где всю ответственность взвалили на тренера. За всем этим стоит полное равнодушие к спортсменам.

От «живого» комментария директор ОСДЮШОР Гульмира Исмагулова отказалась.

«Вы – суд, чтобы меня обвинять?», – ответила вопросом на вопрос Гульмира Каирбековна. Корреспондент поинтересовался, как она прокомментирует претензии в свой адрес.

Поэтому придется довольствоваться письменной справкой от управления физической культуры и спорта Акмолинской области. Тем более, что, судя по подписи внизу, готовила ее как раз-таки администрация школы.

Отметим, что общее количество воспитанников в школе – 518, примерно половина из них приходится на отделения триатлона (136 человек) и пятиборья (102). С триатлонистами работают семь тренеров.

 

Просто повезло

За последние три года, говорится в справке, на покупку велосипедов выделено 11,7 млн тенге. Много это или мало? Стоимость спортивных велосипедов, в зависимости от возрастной принадлежности, колеблется от 400 тысяч до 2 млн тенге. А еще и менять их нужно каждый два года, но, как видим, это условие здесь не соблюдают даже приблизительно. Сергей Пихидько подчеркнул, что сумму хоть и привязали к велосипедам, но на деле на эти деньги расходовались и на другие статьи.

Всего на сегодня велосипедов в школе 54. Сколько новых великов закупили на эти миллионы, не уточняется. Тренер насчитал – пять.

«Если бы по 11 миллионов выделялось каждый год, хватало бы на все», – отметил собеседник. Как говорится, мечтать не вредно.

В 2021-2022 годах на запчасти для велосипедов выделено 1,7 млн тенге. Видимо, этой суммы недостаточно, раз родителям, по их словам, приходится время от времени участвовать в покупке комплектующих – то цепь, то педали, то шины…Также сообщается, что в школу закупили десять гидрокостюмов и 30 стартовых костюмов на общую сумму 3,3 миллиона.

Есть жалобы на состояние помещения бассейна и качества воды. В управлении физической культуры и спорта сообщили, что текущий ремонт проводился в прошлом году, он коснулся наружных окон, раздевалок, проходной и подсобных помещений. В этом году проведен ремонт стен спортзала, водопроводных труб в восстановительном центре, крыши и потолков, дверей в велобазе, также оштукатурены и выкрашены стены и колонны на балконе спортзала. Закуплены разделительные тросы и средства для обработки бассейна. 

«На 2024 год запланирован текущий ремонт бассейна, раздевалок, также пополнение велобазы и экипировки для отделения триатлона», – пообещали в ведомстве.

Парадоксально, но именно триатлон и пятиборье в Акмолинской области представлены наидостойнейшим образом. Региональные спортсмены регулярно входят в тройку лидеров на соревнованиях различного уровня и возвращаются с наградами. Как им это удается в столь незавидных условиях,– загадка. Впрочем, ответ есть –мастерство тренеров и безусловная любовь к делу ребят. Так что рапортующим о медалях триатлонистов властям и чиновникам «просто повезло».

 

 
 
 
 
 
Посмотреть эту публикацию в Instagram
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Публикация от @qm_kokshetau

 

Поделиться:

Shares

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *