Интернет-мошенники бросают вызовы не только обществу, но и правоохранительным органам. Чем больше работают полицейские, тем изощреннее и изворотливее стараются быть злоумышленники, пишет Qazaqstan Media со ссылкой на Время

У нас свой Киберпол 

Совершать преступления, оставаться незамеченными и уходить от наказания — эту схему используют интернет-мошенники во всем мире. Поймать их сложно во всех странах. В январе этого года в Казахстане создали специальное подразделение — управление по противодействию киберпреступности. Оно уже есть во всех регионах страны.

Это подразделение занимается раскрытием преступлений в сфере информационных технологий. С каждым годом растут суммы, на которые разводят своих жертв интернет-мошенники. А вот количество самих фактов в прошлом году смогли сократить.

«Незначительно, но все же удалось снизить количество преступлений в сфере информационных технологий. Число фактов интернет-мошенничества сократилось на 1,7 процента — с 769 до 756. Этот вид преступлений вызывает у нас наибольшую тревогу. В результате действий мошенников наши сограждане были обмануты более чем на 942 млн тенге. Принятыми мерами удалось возместить пострадавшим только около 75 млн тенге, — рассказал начальник ДП СКО Айдын Кабдулдинов.

Снижение числа интернет-преступлений связывают с тем, что правоохранительные органы проводят комплексную профилактическую работу прямо на рабочих местах потенциальных жертв. Рассказывают, как не попасть на уловки киберпреступников. Участковые встречаются с жителями, объяс­няют методы и способы интернет-мошенников, проводят акции в торгово-развлекательных центрах.

Через мобильное приложение еGov помогают поставить запрет на получение онлайн банковских займов и микрокредитов. Такую прак­тику начали в прошлом году. От услуги отказались уже 40 процентов североказахстанцев.

«Мы обеспечили наш киберпол специальным оборудованием и программным обеспечением, подобрали квалифицированных сотрудников. В этом году надеемся значительно повысить эффективность работы по раскрытию киберпреступлений» — отметил главный полицейский региона.

Сейчас самый распространенный вид мошенничества — «звонок из банка». Злоумышленники говорят, что на пострадавшего оформляют кредит. Потом идет «звонок из КНБ или Нацбанка». Могут звонить и по видеосвязи, надевать форму сотрудника полиции или прокуратуры и раскручивать жертву.

Интернет-мошенники находят новые способы поймать на крючок наивных людей: звонят якобы из налоговой, коммунальных служб, «Казпочты», цветочных магазинов, транспортных компаний…

Интернет-мошенники пытались развести на 20 млн начальника ДП СКО и писали от его имени сообщения
Интернет-мошенники пытались развести на 20 млн начальника ДП СКО и писали от его имени сообщения

Хотели развести на 20 млн тенге

Оказывался в поле зрения преступников даже главный полицейский Северо-Казахстанской области. В прошлом году интернет-мошенники позвонили на рабочий номер телефона Айдына Кабдулдинова. Потом попросили дать номер сотового и не класть трубку. Так мошенники пытаются исключить возможность того, чтобы наживка сорвалась.

«Сказали, что жена попала в ДТП, из-за нее пострадал человек. Он в тяжелом состоянии. Нужны срочно деньги для потерпевшей стороны. Просили 20 млн тенге. Я понял, что это мошенники. Сказал им, чтобы приезжали, и назвал адрес департамента полиции», — вспоминает генерал-майор.

Мошенники, видимо, решили, что сорвут большой куш, и начали давать четкие инструкции. Деньги нужно было завернуть в полотенце и положить в пакет. Таксисту, который за ними приедет, про сумму ничего не говорить — просто отдать.

Начальник департамента полиции понял, что мошенники звонили из другой страны. Задерживать в таком случае таксиста не было смысла. В определенный момент он сам прервал разговор, и злоумышленники не перезвонили.

Любые личные данные могут стать приманкой для мошенников и быть им на руку. Фото, видео, номера телефонов, имена родных, друзей, жизнь напоказ в социальных сетях — все это лакомые кусочки для злоумышленников. Им не составляет труда создать фейковую страницу, взяв лишь одно фото даже не с личного аккаунта, а с официальной страницы любого чиновника, и начать звонить от его имени.

Представился генералом

Создают такие страницы, например, в WhatsApp и начинают переписку или звонят тем, с кем этот человек может быть знаком.

«От моего лица в прошлом году звонили бывшим начальникам департамента полиции Северо-Казахстанской области. Для этого взяли мое фото из соц­сетей. Сначала это был Александр САВАНКОВ. Фейковый генерал назвал его по имени и отчеству, представился сам. Сказал, что сейчас ему позвонят сотрудники ДКНБ, и попросил оказать им содействие. Но опытный полицейский сразу понял, что это мошенники. Он нашел мой номер и перезвонил», — вспоминает Айдын Кабдулдинов.

Мошенник также звонил под видом генерала супруге еще одного бывшего руководителя североказахстанской полиции. Он поздоровался и поинтересовался для начала, как у нее дела. Женщина не стала поддерживать разговор, а отправила скрин мужу, так как поняла, что это мошенники.

Интернет-мошенники пытались развести на 20 млн начальника ДП СКО и писали от его имени сообщения
Интернет-мошенники пытались развести на 20 млн начальника ДП СКО и писали от его имени сообщения

Крупная рыба

Вычислить и поймать их довольно сложно, но североказахстанским полицейским в этом году это удалось. Крупная рыба наконец попала в сети киберпола. Это первый случай. Мошенники использовали схему “звонок из банка”. Пока подробности дела не разглашаются, идет следствие.

Большим успехом в 2025 году полицейские также называют то, что им удалось вычислить владельца SIM-бокса, который через интернет продавал телефонные номера. Некоторые из них засветили интернет-мошенники. По этому делу сейчас тоже идет расследование.

С начала года в Северо-Казахстанской области зарегистрировано уже 142 факта интернет-мошенничества. Жерт­вы потеряли 242 млн тенге.

Читайте также: Больше всех тратят деньги на сигареты жители СКО

 

Поделиться:

Shares

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *