Открытие выставки «Иван Коцык. Страницы жизни» состоялось в Северо-Казахстанском областном историко-краеведческом музее. Экспозиция рассказывает о жизни и творчестве выдающегося композитора, хормейстера и этнографа Ивана Коцыка, пишет Qazaqstan Media.
На выставке представлены уникальные документы, фотографии и публикации, раскрывающие историю жизни и творчества Ивана Коцыка. В мероприятии приняли участие музыканты, педагоги, представители общественности и исследователи нашего региона.
Иван Васильевич Коцык оставил огромный вклад в развитие казахского хорового искусства. Он родился в Польше в 1891 году. Получил музыкальное образование в Варшавской консерватории. С 1923 года жил и работал в Петропавловске. Именно здесь он стал пионером казахского хорового искусства и автором первых обработок казахских народных песен для четырехголосного хора. Для него он написал около 50-ти обработок национальных произведений.
«Национальность — не главное»
Руководитель польского культурного центра «Коперник» Валентина Корнева рассказала об исследованиях биографии Коцыка. Ее работа помогла восстановить истинную историю композитора. Сбором и проверкой информации она занималась около трех лет.
Фамилия хормейстера сразу указывает на польские корни, хотя в архивных записях его часто причисляли к русским или белорусам. Это привело к необходимости уточнения исторических данных.
Валентина Корнева занималась поиском архивных документов, изучением выписок и сбором свидетельств. Окончательным подтверждением происхождения стали фотографии могилы родителей композитора, а также архивные записи.
«Я никогда не утверждаю ничего, пока не уверена на сто процентов, — делится Валентина Корнева. — Только когда я увидела эти документы, поняла, что могу с уверенностью говорить: «Иван Васильевич был поляком»».
Тем не менее, она подчеркивает, что вопрос национальности не должен заслонять главное — масштаб вклада Ивана Коцыка в развитие культуры.
«Основатель хорового искусства Казахстана»
Иван Васильевич заложил основы хорового искусства Казахстана. Записывал казахские народные песни, создавал для них хоровые обработки, делал переложения и оркестровки, сохраняя при этом уникальность мелодий. А хоровой коллектив Коцыка выступал в Андреевском зале Кремля. Это достижение до сих пор остается уникальным для нашей республики.
Композитор стал автором музыки к первым казахским спектаклям «Айман-Шопан» и «Шуга», где использовал народные мелодии. Он придавал им новую художественную форму.
Для спектакля «Айман-Шопан» композитор не только сделал аранжировки, но и включил оркестровое вступление и заключение, основанные на интонациях народных песен. Это был первый опыт такого масштабного сочетания традиционного казахского звучания с элементами классического симфонического исполнения.
«Казахи всегда пели, у них прекрасные голоса. Но чаще всего они исполняли «соло», — рассказывает Валентина Корнева. — Именно Иван Коцык смог объединить их звучание, привести все в систему и вывести на новый уровень. Это было невероятно сложно, но он справился».
Эти работы Ивана Коцыка стали фундаментом для создания казахской оперы и дальнейшего развития музыкально-драматического искусства в Казахстане. Они показали, что народная музыка может звучать ярко и современно, оставаясь при этом глубоко традиционной.
В ноябре 1930 года Ивана Коцыка арестовали из-за его знакомства с Магжаном Жумабаевым и Жумагали Тлеулиным. Это стало поводом для обвинений. Его приговорили к трем годам заключения в концлагере. После освобождения он возобновил свою музыкальную деятельность.
В 1938 года Коцыка вновь арестовали, на этот раз УГБ НКВД Киргизской ССР. Ему выдвинули обвинение в шпионаже, якобы, в пользу польской разведки. В этом же году его расстреляли. Выдающегося композитора реабилитировали посмертно.
Экспозиция открыта для всех желающих. Познакомиться с ней можно в течение двух месяцев.
Читайте также: Какую погоду принесет северо-западный циклон в СКО