Проблемные вопросы предпринимателей, связанные с оформлением земельных участков для недропользования, рассмотрели в ходе заключительного заседания Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции Акмолинской области, передает корреспондент Qazaqstan Media.
Как оказалось, на сегодня у акмолинских недропользователей есть проблемы при согласовании и получении земельных участков, в том числе с оспариванием отказов в судебном порядке.
Такие факты озвучил областной департамент Агентства по противодействию коррупции. С ведомством Региональная палата предпринимателей на постоянной основе проводит работу в рамках совместного проекта «Дорогу бизнесу», основная цель которого — выявление коррупционных рисков и устранение административных барьеров в сфере защиты прав и законных интересов субъектов бизнеса.
По данным Антикоррупционной службы, за период с 2021-2023 годы облуправление предпринимательства выдало 29 лицензий на добычу общераспространенных полезных ископаемых в регионе. Из них местные исполнительные органы оформили только 15 земельных участков, в процессе оформления — 6, судебные тяжбы проходят по 2 земельным участкам, не оформлены — еще 6.
Предприниматели (ТОО «АТМ-Салют», группа компаний ТОО ZYM, ТОО «Темеш-Шежіре», ТОО «Байтуган Сервис», и другие) обратились с жалобой на бездействие городских и районных акиматов в сфере земельных отношений в адрес Региональной палаты и Антикора
К примеру, еще до обращения в РПП, ТОО «АТМ-Салют» акимат Целиноградского района с 2020 года уже три раза отказал в согласовании предоставления земельного участка на праве временного возмездного долгосрочного землепользования. В первый раз, якобы из-за отсутствия согласия третьих лиц, во второй, — сослался на пункт 3 статьи 26 Земельного кодекса, согласно которому не предоставляют земельные участки, занятые пастбищными и сенокосными угодьями, используемые и предназначенные для нужд населения, в том числе находящийся в пределах границы городов областного и районного значения, поселков, сельских населенных пунктов. Также госорган ссылается на отсутствие согласования с РГУ «Есильская бассейновая инспекции. В третий раз причину отказа чиновники и вовсе не указали.
Между тем ТОО «АТМ Салют» провел согласование с третьими лицами на ведение операции по недропользованию, выполнил проект установления водоохранной зоны и полосы на водный объект, расположенный около испрашиваемого земельного участка (участок находится за пределами водоохранной полосы, что является основанием для согласования). Отметим, облуправление природных ресурсов и регулирования природопользования разработал проект постановления акимата Акмолинской области об установлений водоохранных зон и полос водных объектов, согласно которому земельный участок также расположен за пределами водоохранной полосы.
При этом, земельный участок не является пастбищным угодьем, его даже нет в Плане по управлению пастбищами и их использованию в Целиноградском районе.
«Для разрешения этого вопроса имеются все правовые возможности. Однако на запрос Палаты акимат Целиноградского района предоставил ответ, согласно которому согласование предоставления земельного участка не является возможным, так как имеются ранее вынесенные постановления об отказе, которые не были обжалованы заявителем в суде. То есть, по мнению представителей райакимата, для получения благоприятного акта субъекты бизнеса в обязательном порядке должны пройти судебные процессы, потратив свои материальные, человеческие ресурсы и самый главный фактор – время, что противоречит заключенным контрактам по недропользованию», — говорит начальник отдела по защите прав и снижению адмбарьеров РПП Гульден Сахаева.
К слову, со стороны районных акиматов наблюдается разный подход при решении проблемных вопросов бизнеса. К примеру, на судебных процессах ТОО KAZ GEO CONSULT акимат Коргалжынского района просил суд вынести решение по административному делу на свое усмотрение. К сожалению, СМАС города Астаны отказал в согласовании предоставления земельного участка.
«Несмотря на положительные судебные акты, оформление земельных участков для недропользования находится сейчас в состоянии так называемого застоя. То есть, даже если действия акиматов об отказе в согласовании предоставления земельных участков отменены, теряется время при устранении нарушений, указанных в судебных актах. Утверждается новый План по управлению пастбищами на новый год, и при повторной подаче заявления на согласование в предоставлении земельного участка предпринимателям вновь будет отказано. А они при этом подготовили все необходимые документы — землеустроительные проекты, программы производственного экологического контроля для месторождений, планы мероприятий по охране окружающей среды, экологические экспертизы, и так далее. Соответственно, сроки и исполнение обязательств по заключенным контрактам недропользования срываются, работы по добыче полезных ископаемых не осуществляется», — констатировала Гульден Сахаева.
По словам руководителя облуправления предпринимательства и промышленности Ербола Оспанова, лицензии на добычу выдают по территориям, определяемым специальным документом — Программой управления государственным фондом недр. Разработчик — Министерство промышленности и строительства. Действующий приказ об утверждении Программы управления государственным фондом недр подписал Министр индустрии и инфраструктурного развития по согласованию с Министром энергетики. При включении в программу новых участков в приказ вносут изменения.
К сожалению, с акиматами областей данный приказ не согласовывают. Как показывает практика, участки недр, включенные в Программу, зачастую расположены на землях сельскохозяйственного назначения, в основном, на пашнях и пастбищных угодьях. А как уже ранее говорилось, земельные участки, занятые пастбищными и сенокосными угодьями, не предоставляются.
«Учитывая, что предоставление земельного участка для недропользования осуществляется позднее уже при наличии лицензии, управление при выдаче лицензии не испрашивают и не уточняют сведения о принадлежности участка, на котором находится месторождение. При этом, в соответствии со статьей 205 Кодекса «О недрах и недропользовании», уведомление о необходимости получения соответствующих согласований, является основанием для резервирования земель для недропользования местным исполнительным органом в порядке, установленном земельным законодательством. Опять же, как показывает практика, на комиссиях по резервированию земель принимают решение о резервировании только земельных участков, находящихся в госсобственности. Отказ в резервировании земель не является основанием для непредоставления лицензии на добычу», — подчеркнул Ербол Оспанов.
На сегодня центральные государственные органы намерены внести изменения и дополнения в проект Закона «О недрах и недропользовании». В частности, они предлагают заслушивать отчеты руководителей МИО и недропользователей о состоянии использования недр и участков недропользования на территории области, исполняя встречные обязательства каждое полугодие, также утверждать планы и программы по освоению недр в пределах области.
Предлагаемые изменения Региональная палата и местные исполнительные органы считают нецелесообразными, так как они приведут к дополнительной нагрузке как недропользователей, так и МИО.
«Все указанные обстоятельства свидетельствуют о системных проблемах в данной сфере и необходимости выработки механизма по решению проблемных вопросов. К сожалению, сегодня райакиматы взяли на себя главенствующую роль, тогда как компетенция выделения земельных участков принадлежит только акимату области. Вместе с тем, мы, в свою очередь, предлагаем акиматам Целиноградского, Аршалынского, Зерендинского, Коргалжынского, Шортандинского районов исключить практику отказов по разным основаниям, указав на все имеющиеся недостатки и недостающие материалы при первоначальном обращении предпринимателя к ним», — отметил заместитель директора Палаты предпринимателей Акмолинской области Расул Сыздыков.