Казахстанцы нередко сталкиваются с ситуацией, когда цена на один и тот же товар отличается в зависимости от способа оплаты. Наличными дешевле, а при оплате банковской картой дороже. Например, букет цветов, за семь тысяч тенге, неожиданно обходится в девять, если покупатель решает заплатить картой. Возникает резонный вопрос: насколько это законно? Ответ редакции Tengri Life дали в Министерстве торговли и интеграции, пишет Qazaqstan Media.

Что говорит закон

Согласно пункту 3 статьи 40 Закона «О платежах и платежных системах», продавцы — будь то индивидуальные предприниматели или юридические лица, обязаны продавать товары по одной цене вне зависимости от способа оплаты. То есть цена при оплате картой не может быть выше, чем при оплате наличными.

«Согласно статье 24 Закона «О защите прав потребителей», продавец (изготовитель) обязан продать. А потребитель вправе купить товар по цене, указанной на ценнике, размещенном в внутренних и (или) внешних витринах торгового объекта», — добавили в ведомстве.

Таким образом, закон обязывает продавца продавать товар по цене, указанной на ценнике, независимо от способа оплаты. А пункт 4-1 статьи 8-1 прямо указывает: установление более высокой цены при оплате картой является нарушением прав потребителей. Это касается цены как на товары, так и на работы и услуги.

Что делать, если ваши права нарушили?

Если потребитель сталкивается с такой ситуацией, он вправе обратиться к продавцу с претензией об устранении в добровольном порядке нарушений прав и законных интересов и возмещении потребителю причиненного этими нарушениями убытка  вследствие недостатков товара или услуги. Об этом говорится в статье 42-4 закона «О защите прав потребителей».

«В соответствии с пунктом 3 статьи 42-4 закона «О защите прав потребителей», если в течение десяти календарных дней продавец (изготовитель, исполнитель) письменно не ответит на претензию или откажется устранить нарушения и возместить в добровольном порядке, причиненный убыток (вред) вследствие недостатков товара (работы, услуги), а также откажется принять участие в рассмотрении потребительского спора в досудебном порядке, потребитель вправе обратиться в уполномоченный орган, государственные органы, осуществляющие функции в сфере защиты прав потребителей», — добавили в ведомстве.

Важно: фото, видео, аудиозаписи и чеки могут быть использованы как доказательства.

«В соответствии с пунктом 3 статьи 42-5 закона «О защите прав потребителей» потребитель при обращении в государственные органы, осуществляющие функции в сфере защиты прав потребителей в обращении может указать контактные данные (номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные сведения), а также материалы, необходимые для правильного и своевременного рассмотрения заявления, включая фото-, аудио, видео фиксацию товаров (выполненных работ, оказанных услуг) и действий продавца (изготовителя, исполнителя), подтверждающие нарушение прав и законных интересов потребителя», — отметили представители Министерства.

Как могут наказать нарушителей

Об этом говорит статья 194 Кодекса об административных правонарушениях. За отказ принимать оплату картой или взимание дополнительной платы за безналичный расчет предусмотрена административная ответственность.

«В соответствии со статьей 724 КоАП Национальный Банк Казахстана принимает меры за правонарушение предусмотренной статьей 206 КоАП в виде отказа в приеме по нарицательной стоимости банкнот и монет национальной валюты, находящихся в обращении на территории Казахстана, которые являются законным платежным средством», — добавили в ведомстве.

Также невыдача чека подпадает под действие статьи 284 КоАП и может повлечь ответственность.

«Согласно пункту 1 статьи 720 КоАП, органы государственных доходов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренной частью 3 статьи 284 КоАП (Невыдача чека контрольно-кассовой машины или товарного чека либо выдача чека контрольно-кассовой машины или товарного чека на сумму больше или меньше уплаченной за товар или услугу предусматривает административную ответственность)», — отметили представители Министерства.

Что важно запомнить казахстанцам

  • Цена на товар не должна меняться в зависимости от того, платите вы наличными или картой.
  • Продавец обязан принимать оплату картой без наценок.
  • Если права нарушили, пишите претензию. При необходимости — жалуйтесь в госорганы.
  • Сохраняйте чеки, фото, видео, аудио — они могут стать доказательствами при разбирательстве.

Решается ли вопрос на государственном уровне

Ранее на эту проблему обратил внимание депутат Мажилиса Магеррам Магеррамов. В своем депутатском запросе он сообщил, что в казахстанских магазинах граждан фактически вынуждают оплачивать товар наличными, обещая при этом скидку.

«В результате стоимость товара будет изменена в пользу потребителя. В случае же оплаты за тот же товар путем безналичной оплаты цена увеличивается», — заявил он на пленарном заседании.

По словам депутата, подобная практика нарушает нормы публичного договора и незаконно ограничивает права потребителей. Он также указал на незаконные навязывания «гарантий» на бытовую технику и автострахований при покупке автомобилей в кредит. По его мнению, это «в корне противоречит закону».

Мажилисмен призвал вице-премьера Нурлана Байбазарова провести проверки и навести порядок в торговой сфере.

Также глава Нацбанка Тимур Сулейменов в январе этого года заявлял, что после ввода ограничений на мобильные переводы число безналичных платежей снизилось на 30 процентов. Люди «побежали за наличкой». Казахстанцы неоднократно жаловались, что в магазинах их просят оплачивать товары наличными. А это является прямым нарушением закона.

Читайте также: Косые дожди – осадки ближайшие три дня будут в СКО

Поделиться:

Shares

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *