На полмиллиарда тенге обманули североказахстанцев интернет-мошенники

За 6 месяцев 2023 года ущерб от интернет-мошенничеств в Северо-Казахстанской области только по заявленным фактам составил 500 000 000 тенге. Такая удручающая статистика пугает правоохранителей, надзорные органы и адвокатское сообщество. Все больше жителей региона попадает на удочку аферистов, а когда обман раскрывается, люди уже оказываются в финансовой кабале. Кто виновен в сложившейся ситуации и что делать тем, на кого «повесили» миллионные кредиты и украли накопленные средства? Об этом корреспонденту Qazaqstan Media рассказала адвокат Северо — Казахстанской областной  коллегии адвокатов Елена Игнатенко.

Елена Александровна, как часто североказахстанцы попадают на уловки интернет-мошенников?

На днях на совещании в областной прокуратуре была озвучена статистика по нашему региону. В 2022 году ущерб от онлайн-мошенничеств составил два млрд тенге. С начала этого года зарегистрировано 390 фактов. Общий размер ущерба 500 млн. Одна из основные схем онлайн — выдача так называемых товарных кредитов. Выдают их микрофинасовые организации.

— Как работает эта преступная схема?

— Схема очень примитивная и простая. К сожалению, люди на нее попадаются. Изначально сотовым оператором регистрируется абонентский номер сотовой связи на уже действующего клиента. Используя его персональные данные, они без его ведома, без его согласия регистрируют еще и другой номер. После чего этот номер используется в мошеннической схеме для взаимодействия с микрофинансовой организацией. Поскольку подписание таких договоров происходит посредствам направления на телефон смс-пароля и обратного его ввода.

Что происходит дальше?

-Дальше необходимо получить изображение этой жертвы, которое бы загружалось в личный кабинет, зарегистрированный на посторонний номер сотовой связи. Биометрическая идентификация получается обманным путем. К примеру, человеку звонят и говорят – вы выиграли по акции приз – можно мы вам его доставим? Вот в моем случае няне детского сада позвонили и сказали, что она выиграла курицу. Она пенсионерка. Вышла и в момент когда она смотрела в этот пакет с курицей, ее сфотографировали. Этого достаточно – изображение было загружено в личный кабинет. После этого роль «жертвы» закончилась. Дальше система работает уже на автомате. Открытие счёта в банке, заказ товара в интернет-магазине, перечисление денег за товар, оформление страховых полисов, выдача товара на посторонний номер и даже посторонний адрес доставки, который никакого отношения к этой «жертве» не имеет.

-Кто, по вашему мнению, должен нести ответственность за происходящее в данной ситуации?

— Я считаю, что здесь нужно говорить именно об ответственности самих микрофинансовых организаций, которые выстраивают такие схемы взаимодействия, позволяющие кому-то совершать вот такие операции.

Что касается банковских онлайн- кредитов. Что здесь происходит?

— Здесь, как правило, мошенник убеждает «жертву», что на нее уже оформлен кредит. Называют все ее данные. «Жертва» в панике и ей предлагают помощь – сейчас мы будем этот кредит аннулировать. Для этого нужно просто скачать программу удаленного доступа. Их несколько. «Жертва» ее скачивает и дает тем самым доступ к своему мобильному устройству этому мошеннику. И всё – кредит оформлен.

— Получается, банк в данной ситуации не может гарантировать информационную безопасность?

— Я считаю, что ответственность перед потерпевшим по этим делам должна нести финансовая организация. Потому что фактически человек никаких денег не получал. Проблема в том, что банки недостаточно работают над информационной безопасностью своих приложений, которые бы блокировали подключение удаленных устройств.

— Почему банки не блокируют эти программы?

— Практически ежедневно ко мне и моим коллегам обращаются пострадавшие от онлайн-кредитования через банки. Последнее обращение – г.Сергеевка, общий ущерб — 9 млн: 6200 000 — кредит, 2 800 000 депозиты и зарплата. Максимальный ущерб – 17 млн — г.Усть-Каменогорск. Аппетиты мошенников при отсутствии должных мер реагирования со стороны государства растут в геометрической прогрессии. Банками используются разные алгоритмы обработки и одобрения кредитных заявок в мобильной и стационарной версии приложений. Мобильная версия по пояснению сотрудников банка по-иному просчитывает коэффициент долговой нагрузки, что позволяет выдать кредит без учета реальной платежеспособности клиента. Открываются счета на не существующий ИИН, суммы кредита переводятся практически сразу на разные счета и снимаются через терминалы в разных городах Казахстана. И это всё при том, что банковские приложения должны обеспечивать защиту от мошенничества каждого рядового пользователя, вне зависимости от уровня его цифровой грамотности. При таких нарушениях с банка не может сниматься ответственность по кредиту.

-Что делать людям, которые стали жертвой интернет-мошенников?

— Главное помните, что ваши персональные данные могут использоваться против вас. Никому не сообщайте свои персональные данные, не пересылайте документы в социальных сетях. Не фотографируйтесь на телефоны посторонних лиц. Не разговаривайте и бросайте трубку при непонятных звонках. Самое главное – если факт мошенничества случился – сразу бегите в банк. Пишите заявление в службу собственной безопасности с просьбой провести проверку, так как кредит не оформлялся, обязательств перед банком нет. Ни в коем случае не пишите заявлению на рассрочку по оплате — тем самым вы подтвердите, что кредит был оформлен вами, а не мошенниками. Пишите заявление в полицию, в Агентство по регулированию и развитию финансового рынка. В каждом регионе есть управления региональных представителей этого агентства. Они обязаны по каждому факту проводить проверку и принимать меры воздействия к финансовым организациям.

-Елена Александровна, спасибо, что согласились ответить на вопросы. Надеемся, что подобных дел в вашей практике с каждым днем будет всё меньше, а сознательность жителей нашего региона в данном вопросе будет стремительно расти вверх.

Читайте так же: Спасатели рекомендуют рыбакам  заменить алкоголь на жилеты

Поделиться:

Shares
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x