В ЮАР на онлайн-аукционе продали легендарную работу Владимира Третчикова — «Дама с Востока». Ее он написал в 1955 году. Покупатель холста пожелал остаться анонимным, но цена говорит сама за себя: $1,7 млн, что стало новым мировым рекордом для произведений уроженца Петропавловска, пишет Qazaqstan Media.

Имя Владимира Третчикова для жителей Петропавловска до последнего времени было неизвестным. Как рассказывают некоторые краеведы, это связано с происхождением семьи Третчикова и особенностями его живописи. Родители художника были молокане. Это течение в христианстве еще до революции 1917 года считалось ересью. А в период тотального отрицания религий — тем более. По одной из версий, отец Владимира был крупным скотопромышленником. Однако подтверждений у историков этому нет.

«Владимир, младший из восьми детей Григория и Анастасии, родился 13 декабря 1913 года по старому стилю. А почти через полгода началась первая мировая война. Третчиковы симпатизировали белым, но в армию не вступили. Молоканам запрещалось брать в руки оружие. Когда в июне 1918 году белые заняли город, Григорий снабжал их войска», — рассказывает историю семьи художника российский писатель Борис Горелик.

В 1919 году Третчиковы уехали из Петропавловска. Они перебрались за три тысячи км, в Уссурийский край. На станции Гродеково, вблизи границы с Китаем, Григорий открыл трактир.

Когда Владимир навсегда уехал с семьей из родного города, ему не было и шести лет. По его словам, у него не осталось никаких воспоминаний о Петропавловске. Да и в анналах истории города упоминаний о семье Третчиковых не сохранилось.

«Но все-таки в жизни Владимира Григорьевича Петропавловск оставил след. И это не только его любовь к лошадям, хотя он создал немало полотен с изображением скакунов, несущихся по степи. Гораздо важнее, что Петропавловск был центром межэтнического общения. Здесь встречались народы, культуры и религии», — отмечает исследователь его творчества.

После второй мировой войны Владимир Григорьевич оказался в Кейптауне, на самом юге Африки. Там, в одном из самых многонациональных городов планеты, он умер.

Его знаменитую картину «Китаянка», которую продали в 2013 году за 1, 3 млн долларов, он написал в 1952 году. Моделью была девятнадцатилетняя Моника Синг-ли. А «Дама с востока» вышла из-под кисти мастера в 1955 году.

«С середины 1950-х китайские портреты Третчикова для сотен тысяч британцев, канадцев, австралийцев, южноафриканцев были олицетворением «Таинственного Востока». Во времена, когда путешествия по воздуху были уделом избранных, репродукции «Китаянки» заменяли поездки в заморские страны. А кроме картины Третчикова удивительно хорошо гармонировали с тогдашними модными интерьерами», — пишет искусствовед.

Но ни одна из работ уроженца Петропавловска никогда не продавалась в Советском Союзе. Репродукции его полотен считались частью буржуазного быта. Возможно, сыграло роль и то, что Третчиков был эмигрантом. Но главное, по канонам соцреализма художникам необходимо было показывать реалии классовой борьбы, войну с империализмом и колониализмом или будни трудящихся.

«Однако и на Западе до последнего времени художественная элита не жаловала Третчикова. К нему накрепко пристал ярлык «Король китча». Критики разносили его работы и выставки в пух и прах, при поддержке многих его коллег-живописцев. Над его картинами смеялись, издевались. Их презирали — в том числе потому, что большинству, массам, они были по душе», — подчеркивает Борис Горелик.

Теперь бывшие критики признают, что Третчиков во многом опередил время. После смерти художника в 2006 году, его наследие подверглось переоценке. 

Поделиться:

Shares

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *