С каждым годом в стране, как и во всем мире, растет численность детей с задержкой психического развития, болезнями аутистического спектра и другими особенными недугами. Эксперты полагают, что это уже вовсе не удручающая статистика, а новая реальность, к которой нужно приспособиться. Главное – создавать возможности для их обучения, адаптации в обществе. При правильной работе, детки с особыми образовательными потребностями выходят во взрослую жизнь подготовленными и мало чем отличающимися от окружающих. Особое внимание поддержке инклюзии последние годы уделяют и в Казахстане. О том, какие возможности для образования особенных детей созданы в Акмолинской области, узнавал корреспондент Qazaqstan Media.
Сегодня в регионе работают 30 кабинетов поддержки инклюзии, еще 20 обещают открыть до конца года. В отдельных учебных заведениях осуществляется набор в специальные коррекционные классы или в общеобразовательные группы с педагогом-ассистентом.
Как оказалось, многие об этих специальных услугах даже не знают, а некоторые просто не доверяют. Зачастую родители стремятся обучить больных детей в частных школах мегаполисов или даже за границей.
Кокшетауская школа №4 порядка 20 лет назад одна из первых в стране приступила к обучению детей с задержкой психического развития, а с 2019 года здесь осуществляют набор детей с расстройством аутистического спектра (РАС). Опытные педагоги считают, что для полноценного развития изолировать учеников ни в коем случае нельзя.
В средней школе обучаются 1130 детей, 72 из которых имеют проблемы с задержкой развития, речи, визуального или тактильного восприятий, 16 — с РАС. Первые находятся в коррекционных классах по индивидуальной методике. Для них разработана отдельная оценочная система, а уроков гораздо больше.
«Мы должны думать об их профориентации. Куда они завтра пойдут? Чтобы они не просто получили справку о прохождении основного школьного курса, а полноценный документ о среднем образовании – аттестат. Потому с ними занимаются усиленно, стараясь минимизировать сопровождение специалистов», — поделилась директор образовательного учреждения Мадина Хасенова.
При достижении максимальных успехов ученики переходят в обычные классы. Так, за прошлый учебный год из коррекции вышли 10 человек.
Аутисты же сразу посещают занятия в обычных классах в сопровождении педагогов-ассистентов. Их в школе ровно столько, сколько и особенных учеников.
«Наша основная цель не в том, чтобы дать такому ребенку академические знания, а сформировать социально-бытовые навыки. Делать все, чтобы они приспособились к нормотипичному поведению. Если их изолировать, у них не будет никакого развития. Необходима адаптация в обществе», — подчеркнула Мадина Бельгибаевна.
Как известно, люди с РАС часто эмоционально не стабильны. Отсюда возникает вопрос — не мешает ли их присутствие учебному процессу остальных?
«Здесь хотелось бы выразить огромную благодарность нашим педагогам. За ними стоит задача учеников подготовить к сосуществованию с необычными одноклассниками, не допускать булинг, сопереживать и протянуть руку помощи, если понадобится. У нас в этом плане работа налажена. Могу даже сказать, что за больным учеником присматривает не только ассистент, а целая армия наших деток. Они относятся к ним как к братишкам и сестренкам, принимают в свои игры и не дают в обиду. Аутистичное общество – наше неизбежное будущее и они уже со школьной скамьи учатся толерантности, эмпатии. Конечно, иногда родители возмущаются и требуют оградить их детей. Мы проводим собрания заранее с участием психологов, социальных педагогов, стараемся все решить мирно», — ответила собеседник.
Кроме того, часто аутисты наделены потрясающими талантами и вызвать могут разве что восхищение.
«Есть мальчик с РАС. Он почти не разговаривает, но чудесно играет на фортепиано и поет. Мы берем его на школьные мероприятия. Мальчик знает много композиций, даже гимн исполняет», — рассказала директор школы.
Каждые три года педагоги пополняют свой багаж знаний, используют новые методики. А после первого учебного месяца для каждого ученика разрабатывается индивидуальная программа, опираясь на его проблемы восприятия.
«Этих детей не нужно жалеть и мириться с тем, что он не готов получать знания. Да, это огромная комплексная работа, требующая постоянного повторения, но они часть нашего общества, которая так же способна принести пользу. В Европе есть целые предприятия, где работают только аутисты. Они бывают очень сильны в науке и творчестве», — завершила Мадина Хасенова.
К слову, в этом году кабинеты поддержки инклюзивного образования появились на базе общеобразовательных школ для 117 детей в Макинске, Ерейментау, Степногорске, селах Макинка, Бозайгыр, Жолымбет и разных частях областного центра.
Читайте также: 15 школ в Акмолинской области работают без разрешений СЭС