Электрокары постепенно входят в нашу повседневную жизнь. Мы встретились с инженером-энергетиком Шынгысом Бейсабаевым, который поделился с нами не только профессиональным взглядом на их будущее, но идеей о том, как модернизировать электромобили для пользования на длительных дистанциях.
— Шынгыс, здравствуйте. Расскажите нам о своём выборе профессии. Можно ли назвать его мечтой из детства?
— Здравствуйте. Да, именно так. Интерес к электронике и электрике проявился у меня с самого детства. Поэтому в 2007 году я поступил в Темиртауский политехнический колледж на специальность техник-электромеханик. Окончив его, решил продолжить образование в сфере электроэнергетики и отправился учиться в Карагандинский Государственный Технический университет. И в 2015 году получил степень бакалавра по специальности «Электроэнергетик»
— Хотелось бы узнать о вашей работе. С чего начинали нелегкий путь и с какими обязанностями сталкивались по сей день?
— В далёком 2011 году я начал работу в ТОО «Астринк Инжиниринг» в роли электромонтера. Занимался автоматизацией системы приточно-вытяжных установок в столичной Детской областной больнице, работал с приточно-вытяжными установками, что подавали очищенный приток воздуха, удаляя отработанный с избытком углекислого газа, запаха и влаги. В установке применял датчики обрыва ремня, которые показывали потребление тока на электродвигателе и давление воздуха на выходе. Также работал с датчиками запыленности фильтров. Он сравнивал давление при входе и выходе. Система была связана и с пожарной безопасностью. В аварийной ситуации срабатывало отключение приточной установки и включалась функция удаления дыма. В случае потери электроэнергии и вовсе предусматривался автоматический ввод резервного питания, с запуском дизельного генератора. Я работал с системами автоматизации источников бесперебойного питания в виде аккумуляторов. Очень горжусь данным проектом. Именно он дал мне огромный опыт и научил обращать особое внимание на детали.
Далее я продолжил путь электромонтера в ТОО «Измет». Компания занималась обслуживанием кранов. Работал в команде по реконструкции кранов для безопасного управления с помощью пультов. Мы реконструировали 20 мостовых кранов, которыми можно управлять радиопультами с уникальной системой RFID.
Затем занимался ремонтом подъемных машин, станков и сварочных аппаратов в ТОО «Казмеханомотнаж». Участвовал в проектах по запуску плавильного цеха, энергоблока и турбины, строительстве обогатительной фабрики.
— Действительно работа у вас нелегкая. Она требует особых знаний и сильной концентрации внимания. Встречались ли вы еще с другими крупными проектами?
— В 2020 году в компании «Хевел Казахстан» я был диспетчером солнечной электростанции. Проводил работы по внедрению прогрессивных форм труда и руководил производственной деятельностью солнечной электростанции. А в 2024 в «Aistorm» мне удалось получить должность инженера-энергетика, в которой я проектировал и анализировал энергетические системы, управлял бюджетом и внедрял новые технологии.
— Думаю, что все полученные знания вас и привели к идее по модернизации электромобилей. Давайте поговорим об этом подробнее.
— Вы правы. Я давно загорелся этим и часто размышлял о том, что электрокары имеют массу преимуществ. Например, экологичность и экономность. Но, к сожалению, на сегодняшний электромобили не могут преодолевать дальние дистанции из-за отсутствия зарядных станций.
— И вы уже обладаете решением этой проблемы?
— Я знаю как совместить энергоэффективность, удобство и комфорт. Необходимо основать автономные зарядные станции, основанные на солнечной энергии. Развитие и интеграция подобной инфраструктуры обеспечит бесперебойную работу электромобилей на любых дистанциях. Уже в ближайшем будущем можно будет совершать поездки на любые расстояния, если трассы наконец станут оснащены солнечными батареями. Данным вопросом планирую заняться вплотную, ведь моя разработка уже готова.
— Мы желаем удачи вашему проекту и верим, что скоро электромобили выйдут на новый уровень пользования!