[et_pb_section fb_built=»1″ admin_label=»section» _builder_version=»4.16″ global_colors_info=»{}»][et_pb_row admin_label=»row» _builder_version=»4.16″ background_size=»initial» background_position=»top_left» background_repeat=»repeat» global_colors_info=»{}»][et_pb_column type=»4_4″ _builder_version=»4.16″ custom_padding=»|||» global_colors_info=»{}» custom_padding__hover=»|||»][dsm_perspective_image _builder_version=»4.18.0″ _module_preset=»default» src=»https://qaz-media.kz/wp-content/uploads/2023/01/i-2023-01-17T082422.574.webp» align=»center» hover_enabled=»0″ sticky_enabled=»0″][/dsm_perspective_image][et_pb_text _builder_version=»4.18.0″ _module_preset=»default» global_colors_info=»{}»]
Известный юрист Сергей Уткин рассказал, что можно считать нецензурной бранью и в каких случаях граждан могут оштрафовать на 69 тысяч тенге, передает корреспондент Qazaqstan Media со ссылкой на Tengrinews.kz.
Юрист Сергей Уткин отметил, что в Казахстане нет четкого перечня матерных слов, которые нельзя употреблять в общественных места. В некоторых соседних странах такой список на официальном уровне существует и в него, к примеру, не входят многие популярные оскорбления. В Казахстане такого списка нет, и, более того, для казахского языка он даже не проработан. Степень того, является ли слово, произнесенное в общественном месте, матом или, юридическим языком, «обсценной лексикой», по мнению Уткина, в суде будет определять эксперт-филолог, исходя из своих лингвистических познаний и со ссылками на соответствующие словари и литературу.
— К примеру, в моей практике достаточно давно был такой случай по делу об оскорблении. Одна гражданская активистка употребила в отношении другого лица слово «у…..к», которое, на первый взгляд, не выглядит как мат, но эксперты определили, что оно образовано от словосочетания «сын б…и» и поэтому является таковым. К таким вещам нужно подходить аккуратно. Тут еще будет важен контекст и обстоятельства, при которых употреблялось данное слово. Так как мы говорим о статье 434 КоАП РК «Мелкое хулиганство», то речь в первую очередь идет о нецензурной брани в общественных местах, выражении неуважения к окружающим и нарушении их спокойствия. Сложно провести четкую границу, насколько громко человек должен материться, чтобы его признали виновным по данной статье, но в первую очередь будут смотреть, было ли выражение неуважения к окружающим.
Допустим, если по улице идут два приятеля и в разговоре между собой употребляют матерные слова, но при этом не привлекают внимания окружающих, делают это достаточно тихо и не нарушают общественный порядок, то, на мой взгляд, даже если их кто-то втихаря записал, то это не является нарушением. Между собой, в частных беседах если люди употребляют мат, то это их личное дело и в него не должно государство вмешиваться. В то же время если это происходит громко, всем вокруг слышно, им будет это резать слух и рядом стоящие вынуждены детям уши затыкать, то тогда можно за мелкое хулиганство привлекать. Также и если человек в состоянии опьянения громко будет это кричать и приставать к людям, то это тоже нарушение, — рассказал Сергей Уткин.
Уткин отметил, что нецензурная брань в рамках статьи «Мелкое хулиганство» ничем не отличается по сравнению с другими действиями, нарушающими общественный порядок, к примеру, оголением на людях, отправлением естественной нужды на улице и другими подобными деяниями. Человека могут привлечь по этой статье даже если он не употреблял мата, но просто чересчур громко и долго ругался или кричал, нарушая спокойствие других граждан.
Эксперт отдельно отметил случаи, когда мат может быть частью художественного произведения, к примеру, выступления стендапера на сцене. В таких случаях нецензурная брань является частью выступления артиста, зрители, как правило, подготовлены к этому и, более того, могут именно этого ждать от стендапера. В таких случаях употребление мата вряд ли можно квалифицировать как хулиганство.
— Конечно, все зависит от ситуации. Одно дело, когда это художественный текст, пародия на что-то, когда человек использует мат, чтобы высмеять личность своего персонажа или социальное явление. Другое дело, если артист будет обращаться напрямую к конкретному зрителю, который ему не понравился, начнет ругаться с ним, употребляя матерные слова, чтобы оскорбить оппонента. Тогда такого стендапера можно привлечь к ответственности. Тут много тонкостей, и это в любом случае должны решать эксперты, — добавил юрист.
Сергей Уткин отрицательно относится к поправкам, касающимся ужесточения наказания за мелкое хулиганство и, в частности, за нецензурную брань. По его словам, данная мера может повлечь за собой коррупционную составляющую. Вместо ужесточения наказания нужно соблюдать принцип неотвратимости наказания для реальных нарушителей.
— Я уверен, что в 99 процентах случаев нарушителей по этой статье не привлекают к ответственности. Для разумного человека, который один раз допустил данное правонарушение, наказание в виде штрафа в 5 МРП или до 10 суток ареста вполне достаточно. Сам процесс суда и появления судебного постановления в открытом доступе для такого человека является хорошим уроком. Пережив такое, человек трижды подумает, прежде чем совершать правонарушение вновь. Что же касается рецидивистов, которые регулярно нарушают общественный порядок, допустим, в пьяном виде, то для них в прошлой версии закона наказание и так было строже. Норму по ужесточению в парламенте предложила полиция. Они любят ужесточать наказания и штрафы, — считает Сергей Уткин.
По словам юриста, прежде чем вводить подобную норму, необходимо было повысить контроль за тем, чтобы подобные нарушения официально фиксировались правоохранителями. Затем нужно было собрать статистику, увеличивается ли их количество из года в год, и если их число растет, то только тогда увеличивать штраф по этой статье.
В реальности, кроме совсем вопиющих случаев, употребление нецензурной брани в общественных местах довольно сложно доказать. Для этого необходимо иметь запись того, что данное лицо действительно ее употребляло. В случае же если кто-то просто пожалуется, что прохожий рядом с ним матерился, то обвиняемый может оспорить это и согласно принципу презумпции невиновности, при отсутствии веских доказательств в виде записи или показаний других свидетелей, суд, скорее всего, займет сторону обвиняемого.
Напомним, что Президент подписал поправки в Кодекс об административных правонарушениях, в частности, пункт об ужесточении наказания за нецензурную брань в общественных местах (в рамках статьи «Мелкое хулиганство») в четыре раза (штраф до 20 МРП и арест до 30 суток). Новое наказание начнет действовать уже в марте.
В МВД также разъяснили, в каких случаях будут привлекать к ответственности граждан по данной статье.
[/et_pb_text][/et_pb_column][/et_pb_row][/et_pb_section]