Суровый приговор получил директор СПК «Мол-ТД» Евгению Данько, которого обвинили в нескольких преступлениях, в том числе в хищении субсидий. Но многие вопросы, которые так и не закрыло следствие, остались без ответов. Среди них — нарушения при задержании до возможной фальсификации материалов дела, сообщает Qazaqstan Media.

Успешный кейс

Заниматься молочным бизнесом 41-летний Евгений Данько, бывший сотрудник УБОПа, начал в 2016 году. Закупал сырье начинающий бизнесмен, у населения в Кызылжарском районе и поставлял его в ТОО «Масло-Дел». Позже стал сотрудничать с предпринимателем из Караганды. За сбыт молока фирма рассчитывалась с ним готовой продукцией, которую он отправлял по торговым точкам города.

В колонию на 7,5 лет за молоко: суд вынес приговор экс-полицейскому и бизнесмену Данько из СКО
В колонию на 7,5 лет за молоко: суд вынес приговор экс-полицейскому и бизнесмену Данько из СКО

В 2017 году Данько вместе со своим товарищем Татваевым обратились к руководству Аккайынского района. Они предложили закупать молоко у местного населения. Их начинание одобрили и предложили открыть сельхозкооператив.

Вскоре СПК «Мол-ТД» становится примером удачной кооперации. Переработка молока, рост производства, стабильные выплаты поставщикам. На тот момент, экс-аким СКО Кумар Аксакалов публично поддержал инициативу Евгения Данько. Власти даже обещали помочь с инфраструктурой. Но, видимо, по каким-то причинам этого сделать не получилось. Предпринимателям пришлось все делать за свой счет. По крайней мере так говорил в своих показаниях обвиняемый Евгений Данько.

«В момент закупа молока в этом районе число КРС возросло. Население стало разводить скот, потому что сдавать сырье стало выгодным, цена всем нравилась. Даже обращались акимы сельских округов, чтобы мы закупали и на их территориях», — рассказывал Евгений Данько.

Деятельность сельского предприятия активно освещали в СМИ как один из флагманов кооперативного движения. Их продукция — молоко и масло «Смирновское» пользовалось спросом. И она была не мифической, а вполне конкретной. Хранилась на складах. Пакеты молока и пачки масла литрами и тоннами поставляли не только в магазины города. Торговую марку можно было встретить на районных и областных ярмарках. Какую-то часть отправляли в Россию. Работы не гнушались, говорит подсудимый. Вспоминает, что часто ночевал в офисе, полностью посветил себя развитию кооператива. Иногда вместе с компаньоном Татваевым сами стояли за прилавками.

Видя, успешный кейс, предпринимателей приглашали работать в Есильский район. Но не смогли определиться с местом сельхозназначения.

Позже, опираясь на международные стандарты, у СПК «Мол-ТД» возникает необходимость открыть приемный пункт в 60 км от переработки. Знакомый Данько, который занимался трейдингом Есманов, предложил помощь в организации закупа молока и решении вопросов с финансированием. Схема, по его словам, была простой: водители, работающие на Есманова, будут централизованно завозить сырье от населения. Взамен предлагалось, чтобы кооператив «Мол-ТД» сотрудничал только с ним, тем самым исключив конкурентов в районе. При этом объемы поставок должны были строго соответствовать возможностям переработки.

Неудобные вопросы

Однако спустя несколько лет история, как утверждает следствие, приобретает другой поворот. В период с 2019 по 2020 год Данько предоставлял фиктивные счета-фактуры и незаконно получил свыше 54 млн тенге в виде господдержки на производство масла. Но как говорил сам Данько, о том, что государство предоставляет субсидии переработчикам, узнал только от местного отдела сельского хозяйства.

В колонию на 7,5 лет за молоко: суд вынес приговор экс-полицейскому и бизнесмену Данько из СКО
В колонию на 7,5 лет за молоко: суд вынес приговор экс-полицейскому и бизнесмену Данько из СКО

«Все деньги, которые получили от субсидий, потратили на население. Фактически конечный бенефициар – это население. До них эти деньги и дошли», — заявил подсудимый.

На обвинения в легализации доходов через покупку автомобиля Евгений Данько пояснил, что машину купил в 2021 году. То есть значительно позже предполагаемых эпизодов преступлений.

«Машину купили в 2021 году за средства супруги. Плюс ей помог брат, который живет в России и всю жизнь занимается машинами», — заявил он в суде.

Более того, бывший полицейский и по образованию юрист, Данько утверждает: процессуальные права нарушались на каждом этапе. По его словам, он не уклонялся от следствия, находился под подпиской. Но был внезапно заключен под стражу. В знак протеста он объявил 10-дневную голодовку в СИЗО.

«Такого беспредела я не видел. Ночью спал в одежде, свет не выключался, температура — 10 градусов. Возможно, хотели давления или признаний. Не знаю. Но я был лишен возможности защищаться», — заявил в суде Данько.

Подсудимый также рассказал, что не получил уведомлений о первом судебном заседании. Не смог подать ходатайства, а материалы дела, предоставленные ему до ареста, отличались от тех, что появились после.

«Я пришел после обеда зарегистрировать поданный мной документ о подделке экспертизы. А мне заявляют: поступило указание закрыть. Меня просто изолировали. За что — до сих пор не могу понять», — говорит Евгений Данько.

Тем не менее, суд выбрал жесткий подход, назвав действия бизнесмена «умышленными и организованными». А документы — «фиктивными и использованными для хищения бюджета». Несмотря на то, что субсидии были получены в рамках госпрограммы, а контроль над целевым использованием средств формально осуществляют государственные органы, все стрелки были переведены на руководителя СПК.

Суд признал Евгения Данько виновным сразу по трем статьям — 190 ч.1 (мошенничество), 218 ч.1 (легализация доходов) и 423 (разглашение данных следствия). Итог — семь лет и шесть месяцев в колонии максимальной безопасности. Прокурор запрашивала девять лет. 

Отягчающим обстоятельством послужила старая, не погашенная судимость. В 2015 году он получил приговор за получение взятки. Смягчающим, как зачитал судья Азамат Ашимов, наличие малолетнего ребенка. Хотя у обвиняемого их трое.

«Приговор понятен, из-за чего осудили — непонятно», — прокомментировал сам Евгений Данько.

Примерно также прокомментировал исход дела его адвокат Владимир Кириленко.

«Для чего полгода велось судебное следствие, чтобы в приговоре зачитать обвинительный акт? Тысяча нарушений в деле, в том числе по срокам следствия», — сказал юрист, выходя из зала суда.

Опускать руки осужденный не планирует. Вместе с адвокатом и матерью, которая стала общественной защитницей, будут подавать апелляцию.

Читайте также: За что из своего кармана теперь могут заплатить штраф в 1,6 млн тенге руководители ОСИ и КСК?

Поделиться:

Shares

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *