Мечта — не преступление. В начале мая 2024 года известного предпринимателя из Алматы Семена Пака арестовали по обвинению в мошенничестве в особо крупном размере. Спустя восемь месяцев громкое дело дошло до суда. На этой неделе ему вынесли приговор — шесть лет лишения свободы. За что наказали бизнесмена в Северо-Казахстанской области и поставлена ли в этом деле точка, разбиралась журналист Qazaqstan Media.
Эх, Семён Семёнович
История, начавшаяся с реализации амбициозного проекта по выращиванию грибов в Северо-Казахстанской области, закончилась уголовным приговором. Кроме этого — множеством вопросов к эффективности механизмов госфинансирования.

По версии следствия, Семен Семенович Пак, зная о выделении 15 млрд тенге из Национального фонда на социально-экономическое развитие региона, якобы разработал преступный план. Его целью было получить государственные средства под видом сельхозпроекта. Согласно материалам дела, бизнесмен убедил руководство областного акимата включить его проект в список финансируемых. Далее ТОО Green Smart Farm подало заявку и получило заем 840 млн тенге от СПК «Солтүстік».
Правозащитники Пака настаивали на отсутствии состава преступления. По их словам, досудебное расследование велось с явным обвинительным уклоном. А сам заем предоставили с нарушениями.
Интересно, что в официальном обосновании от управления сельского хозяйства и земельных отношений была обозначена сумма в 2,66 млрд тенге или более 6 млн долларов США. Однако СПК выделило всего 840 млн тенге.
«СПК фактически ввел предпринимателя в состояние неизбежного дефолта», — заявили адвокаты подсудимого в суде.
По словам защиты, это и стало ключевым фактором финансовой несостоятельности проекта. Более того, в качестве залога предприниматель предоставил недостроенную теплицу и земельный участок. Они находятся по улице Г. Мусрепова в Петропавловске. Он приобрел их вместе с ТОО «Грибной мир» за 227,3 млн тенге. Договор залога от 29 июля 2021 года был надлежащим образом оформлен. А это, как подчеркивают адвокаты, говорит о добросовестных намерениях подсудимого.

Растрата или хищение?
Кроме этого, большой вопрос вызывает ситуация с вменяемыми Паку статьями. Задержали предпринимателя по 189 статье, то есть за растрату. Затем статью изменили на 190 — хищение.
Правозащитники утверждают, что при этом, изначально не было ни одного доказательства, указывающего на растрату.
«Сторона защиты полагает, что необоснованная и незаконная квалификация по пункту 2 части 4 ст. 189 УК РК стало основанием для содержания под стражей. После четырех месяцев расследования вина Пака в растрате чужого имущества группой лиц по предварительному сговору с использованием служебного положения не была доказана. В этой связи 12 сентября 2024 года уголовное правонарушение переквалифицировали на пункт 2 части 4 ст. 190 УК РК», — говорил правозащитник Дмитрий Ли.
Однако такой вид преступления, как мошенничество, граничит с гражданско-правовыми отношениями между ТОО «Green Smart Farm» и СПК. Такие риски могли бы сделать необоснованным применение к Паку меры пресечения, связанной с лишением свободы.
Защитники акцентируют внимание, что в момент обращения в акимат ему не было отказано официально ни по одному из поданных предложений. Это важная деталь: отсутствие отказа исключает мотивы, которые могли бы подтолкнуть к сомнительным методам убеждения. Тем не менее следственные органы настаивали, что Пак якобы пошел на уговоры и манипуляции.
Не стоит забывать и о другом: процедура выделения бюджетных средств проходит через сложную систему согласований и проверок. Иными словами, здесь нельзя «проскочить» за счет одного желания.
По мнению защиты, также не соответствуют действительности доводы следствия о выводе Паком денег в Южную Корею через Jiinan International, Inc. Договор не признан мнимым или притворным, допрос представителя компании гражданина Со Ян Гу не был проведен. А фактические обстоятельства не установили.
Все это было почти как в сказке
Судебные разбирательства длились больше полугода. Последнее слово Семена Пака прозвучало не как попытка оправдаться, а как искренний монолог человека, верящего в свое дело. Он заявил, что испытывал физическое и моральное давление. Обвинительный акт назвал «сказкой», подчеркивая, что в деле умышленно игнорируются ключевые доказательства. Например, банковская выписка о покупке земли — документ, подтвержденный и продавцом, предъявившим чек в суде. Это одно из доказательств того, что выделенные средства расходовались по назначению.
«Мой земельный участок продали с аукциона, не дожидаясь даже результата суда», — заявил подсудимый в последнем слове.
Но несмотря ни на что, о сельскохозяйственных теплицах, мужчина говорит с горящими глазами. Он уверен, что суть проекта — вдохнуть новую жизнь в село. Каждая семья, живущая в деревне, по его мнению, может установить теплицу и выращивать овощи, обеспечив продовольственную независимость и повысив престиж сельского жителя.
Прокурор Шынар Елемесова запрашивал для Семена Пака восемь лет лишения свободы. Но суд учел смягчающие обстоятельства. Это — наличие малолетних детей и положительные характеристики с места жительства.
«Пак Семена Семеновича признать виновным в совершении уголовного правонарушения, предусмотренного п.2. ч.4 ст. 190 УК РК и назначить ему наказание в виде шести лет лишения свободы, с лишением права занимать руководящие и материально-ответственные должности в финансовых и коммерческих организациях сроком на семь лет, с отбыванием наказания в учреждении уголовно-исполнительной системы средней безопасности», — зачитала приговор судья Тахмина Собирова.
Гражданский иск к Паку суд не удовлетворил. Арест на объект незавершенного строительства грибного комплекса оставил без изменений. Тем самым под сомнением остается сам предмет уголовного дела — ущерб бюджету так и не был четко установлен.
Родная сестра 41-летнего осужденного Елена Пак, приехала поддержать брата. Она рассказывает, что в заключении Семён много читает, делится книгами с сокамерниками. А еще устраивает «дни без мата» и шахматные турниры. На свободе его ждут четверо детей.
В ближайшее время Семён будет обжаловать приговор. Он уверен, что сможет доказать свою невиновность в апелляции, в Верховном суде или даже через администрацию президента.
Приговор суда в законную силу не вступил.
Читайте также: Первое село в Жамбылском районе, отказавшееся от спиртных напитков – Айтуар