Врач Артем Куделя, фельдшер Джамиля Бахышова и водитель Жанатлек Бейсенов – команда бригады скорой врачебной помощи города Петропавловска. Именно с ними журналисты Qazaqstan Media провели один из вечеров пятницы.
Кстати, репортаж получился объемный. И, чтобы не утомлять вас лонгридом, мы разделили его на несколько частей. Первую и вторую можно найти, пройдя по ссылкам.
И пуха, и пера
Медицина и суеверия – два взаимоисключающих понятия. Но все же одно правило для себя фельдшер Джамиля Бахышова вывела: спокойной смены желать категорически нельзя. Все будет наоборот. Однажды, видимо, все так и вышло.
«Поступил вызов по четвертой категории. Сыпь у взрослой женщины. Мы еще удивились почему его скинули нам. Ехать далеко – конец Рабочего поселка. А точнее, район – ПМС», — начинает историю Джамиля.
Приехав на место, прямо в машине приступили к осмотру пациентки. И буквально через несколько минут к карете подбегает женщина и кричит, что недалеко повесился мужчина.
«Мы естественно бежим за ней. В считанные минуты оказываемся на местной свалке. Там и труба, и мостик какой-то. Видим на шнурке весит мужчина. Молодой. Я беру попавшийся осколок, не помню уже отчего, и перерезаю веревку. Делаем с доктором реанимацию, он розовеет, откашливается, постепенно приходит в себя. И первым делом, когда мужчина очнулся, начал нас материть за то, что мы его спасли. А после этого встал и ушел», — с улыбкой вспоминает Джамиля.
Потом приехала полиция. Но неудавшегося самоубийцу так и не нашли. А женщина с сыпью просто ушла. Интерес к своему заболеванию у нее на фоне событий, видимо, пропал.
Ковидный триггер скорой помощи
Одним из самых тяжелых периодов, которые пережили все работники скорой помощи, в том числе и Джамиля, эпидемия Covid-19.
«Ужасно было. Лето еще такое душное выдалось. Не такое, как в этом году. В костюмах было очень жарко. Особенно по два часа сидеть на аритмии. Снять маску нельзя, очки – тоже. Вода в них стояла», — говорит Джамиля.
Тогда, кстати, на скорой дежурили по одному. Народу просто не хватало. Фельдшер проработала всю эпидемию. Не заразилась. А больных, которых забирала в стационар, успевала довезти живыми. Другое дело, что до вечера доживали не все. Хотя благополучных исходов было гораздо больше.
«Увозила очень тяжелую женщину. Причем днем она домой вызывал врача. И тогда ее состояние было еще удовлетворительное. Но, как это тогда часто бывало, под вечер болезнь начала прогрессировать. Забрали уже в тяжелом состоянии. Сдали в приемный покой. И вот спустя года полтора я увидела эту женщину на вызове. Обратилась в скорую с давлением. Почему-то она мне запомнилась. Разговорились. Она благодарила меня. Ее, несмотря на возраст и букет болезней, выходили. Спасли от ковида», — рассказывает Джамиля.
Среди пациентов врачебной бригады есть и те, кто вызывает скорую помощь почти каждый день, а то и по несколько раз на день. Как правило, это гипертоники. Иногда, как показывает практика, людям проще «организовать доставку врача на дом», чем помочь себе самостоятельно. В то время, как все необходимые препараты в домашней аптечке есть. Тут, говорят доктора, людям больше нужна психологическая помощь.
Препараты, с которыми бригады выезжают на вызов, в чемоданах одинаковые. И это не зависит от категории, по которой работают фельдшеры. Да, есть своя специфика. Например, по первой категории чаще расходуются препараты для экстренной помощи. В их числе лекарства для разжижения крови. Их используют при тромбах и инфарктах. В обязательном порядке у всех есть обезболивающие и адреналин. Лежит на видном месте и катетер, чтобы попасть в вену. А это в экстренных случаях очень важно. Ведь другого шанса сделать инъекцию может просто не быть.
«Случается, что пациенты не согласны с препаратами, которыми мы оказываем помощь. Как-то даже выгоняли с вызовов. Но все равно мы всегда стараемся объяснить, что будет, если не ввести это лекарство», — говорит Артем.
Условия помощи — успеть за девять минут
Еще одно звено нашей врачебной бригады – водитель Жанатлек Бейсенов. Можно сказать, что именно с его работы начинается помощь. Чтобы добраться до места, водителю, работающему по первой категории, дают девять минут. Для сравнения, по второй – 14.
Даехать нужно быстро и, конечно же, без аварий. Вот, например, на вызов на который мы отправились вместе с бригадой, понадобилось всего пять минут. А ехать нужно со станции скорой помощи в центр Рабочего поселка.
Жанатлек на скорой работает второй год. А водительский стаж больше 20 лет. Он прекрасно ориентируется в городе, знает все дворы и заезды.
«Мне нравится здесь работать. Ни разу не пожалел, что пришел в эту сферу. Я осознаю свою ответственность. И знаю, что от меня многое зависит. Каждая секунда дорога. Бывает, приезжаем на вызов и встать негде. Врач и фельдшер не будут ждать, когда я припаркуюсь. Они бегут к больному. А я в это время ищу место. Стараюсь встать так, чтобы в случае транспортировки пациента было удобно его вынести», — говорит Жанатлек.
На скорой нет обособленности. У каждого свой функционал, что и называется командной работой. Жанатлек уверенно говорит, что их бригада слаженная. Сработались за это время. Пока доктор оказывает экстренную помощь, водитель готовит носилки. А потом помогает спустить тяжелого пациента.
Бывает, что, везя больного в стационар, приходится выезжать на встречную полосу. И тут важно не только мастерство водителя, но и культура людей за рулем. А с этим в Петропавловске бывают проблемы. Уступают дорогу карете скорой помощи далеко не все. Не все понимают, что в этот момент в машине двое человек спасают жизнь третьему.
Всего на смене работают 10 машин. Собеседник не припомнит случая, чтобы автомобили подводили бригаду. Но быть может всякое. Это, в первую очередь, железо. Поэтому технику тщательно проверяют и обслуживают.
Без особого риска
Ночь, когда мы присоединились к дежурству бригады, выдалась тихой. Вызовы были. Но без особого риска для здоровья пациента.
Первый звонок. Показания: высокое давление. 70-летняя женщина-гипертоник на протяжении четырех часов не могла нормализовать свое АД. К тому же жаловалась на аритмию. А это штука опасная.
На момент приезда бригады давление ее было на уровне 170. За некоторое время до этого стрелка тонометра разогналась до 200. Врачи снизили до 140. Транспортировка не понадобилась. Ей дали рекомендации.
— Можно было в этом случае обойтись без вашей помощи?
«Не всегда, если сорвался ритм, можно самостоятельно справится. Аритмии же тоже разные бывают. Сам больной их не различит. Поэтому лучше перестраховаться» — говорит Джамиля.
В машине сразу же после вызова Артем на планшете заполняет документы. Расписывает анамнез, указывает, какие препараты и рекомендации получил больной.
Второй. Центр города. Двор многоэтажки весь заставлен машинами. Одна из них припаркована в характерном, для некоторых людей, стиле «так я хочу». Жанатлек объезжает двор, чтобы попасть к нужному подъезду. Потерялось, как минимум, три минуты. А это при неотложном случае критично.
«Если человек не дышит, каждая секунда дорога. А если промедление пять минут, нам человека уже не спасти. А сюда, еще не забывайте, нужно заложить время, чтобы добраться до квартиры», — подчеркивает Артем.
Когда медики получили показание к вызову, они сразу выстраивают алгоритм оказания помощи. Какие препараты нужно применять и что делать в первую очередь. В этом случае, в обязательном порядке, нужно было измерить давление, пульс и снять кардиограмму. Без последнего никак. За симптоматикой гипертонии может скрываться и инфаркт.
Вообще, за годы работы бригады доктор и фельдшер понимают друг друга без слов. Фактически общаются телепатически. Оказание помощи доведено до автоматизма. Даже в самой сложной ситуации не теряются. Ведь есть специальный протокол, как действовать в том или ином случае.
Когда едут на вызов, страха и волнения у них нет уже давно. Потому что готовы к любому повороту событий.
Третий. Показания: высокое давление, тяжело дышать. Анамнез третьего и четвертого пациента, к которому далее выехала бригада, очень похож на случай выше. Симптоматика та же. В основе давление.
«Наши стандартные будни проходят именно так. Хотя раз на раз не приходится. Может и пять экстренных вызов быть», — говорит Артем.
PS
Второй час ночи. Ребята не скрывают, что устали. Как никак, большая часть их смены уже прошла. Сейчас у них простое человеческое желание – поспать. Да и головная боль тоже появляется. Чего уж скрывать.
Чтобы с ней справится, иногда у них есть возможность подремать. Например, пока едут на вызов. Да и обед у сотрудников скорой помощи вещь непостоянная. Конечно, диспетчеры, зная специфику работы, выкраивают время, чтобы бригады поочередно поели.
— А вы сегодня обедали?
— ….да! Смена-то спокойная…