Имангали Татваев, член комиссии по ущербу имущества акимата Петропавловска. В апреле 2024 года его дом тоже ушел под воду. Вместе с другими пострадавшими ждет очередь на заселение, пишет Qazaqstan Media.
Сапожник без сапог
Каждый день в городскую комиссию по оценке ущерба имуществу обращается более ста жителей Петропавловска. Страх, растерянность, сожаление – далеко не полная палитра чувств, тех, кто пришел в акимат за помощью. Привычный уклад жизни, в одночасье смытый водами Есиля, многим петропавловцам придется восстанавливать уже на новом месте жительства. Среди них, Имангали Татваев, член комиссии.
«Мы, как и многие, до последнего не осознавали, что нас затопит. Ведь, несмотря на всю силу стихии, в 2017 году все обошлось. Вместе с соседями тешили себя этой мыслью. Но супруга, все-таки настояла, и нехотя, перевезли кое-какие вещи к младшему сыну. Осознание, что остались без жилья, произошло тогда, когда увидели дом, затопленный под крышу», − вспоминает мужчина.
Сотни вопросов, среди которых: что делать и как жить дальше, одолевали петропавловца. Уверенность, что государство не оставит пострадавших с проблемой один на один, пришла после визита Касым-Жомарта Токаева в Северо-Казахстанскую область.
«Встреча с главой государства, безусловно, меня успокоила. Тревога начала уходить, понимание того, что нас не бросят, укрепляться. А еще мы ощущали поддержку от каждого жителя города. Видели, как работают ребята, как душу вкладывают курсанты Академии Нацгвардии, как самоотверженно трудятся солдаты, МЧСники. До последнего делали все, чтобы сохранить районы города, не пустить воду», − делится Татваев.
Так же, ощущение единства и поддержки всей страны, пришло вместе с тем, когда казахстанцы начали отправлять гуманитарную помощь, а именно питьевую воду.
«Мы до сих ощущаем руку помощи от волонтеров, неравнодушных людей. Например, волонтеры после наводнения помогали очищать дома. Одни бы мы не справились», − подчеркивает собеседник.
Обои можно купить виниловые
Между тем, переживая свою потерю, каждый день Имангали Татваев с первых дней работает в составе комиссии по оценке ущерба. Собеседник рассказывает, что за это время познакомился с каждой семьей.
Как показывает практика, собрать документы, сделать оценку, направить заявления – это еще полдела. Куда важнее и сложнее объяснить и донести пострадавшим, что за рамки установленного бюджета не выйти.
«Конечно, пострадавшим психологически тяжело принять, что государством установлена сумма в размере 150 МРП – 553,8 тыс. тенге. Каждому заявителю мы объясняем, что больше денег выделить не можем. Людям трудно осознать, что все имущество, нажитое годами, оценивается в полтора, два миллиона», − рассказывает об особенностях работы представитель комиссии.
По словам собеседника, многие люди до последнего не верят, что выплаты поступят на счет в указанный срок. Поэтому, членам комиссии приходится убеждать и в том, что выплаты придут, необходимо только набраться терпения.
Татваев подчеркивает, что нельзя забывать о том, что без жилья остались жители не только Петропавловска.
«В области пострадало более четырех тысяч домой. Тысячи потерявших дома по всей республике. И в этих условиях, государство сделало и продолжает делать почти невероятное. Люди в очереди на квартиры стоят по 15 и более лет. Сейчас же, за короткий срок, до наступления холодов, поручено обеспечить всех тех, кто остался без крова. А это большая, напряженная работа», − акцентирует внимание Татваев.
Стоит отметить, что из всех заявок, поданных на возмещение ущерба, с оценкой пострадавшего имущества не согласны шестеро заявителей. Они будут оспаривать оценку комиссии через суд.
Пострадавшим, у кого жилье признано пригодным, но нуждается в ремонте, получают выплаты уже через два-три дня. Стоит отметить, что в пределах выделенной суммы, каждая семья сама вправе распоряжаться деньгами при покупке строительных материалов. Так, например, можно выбрать линолеум среднего качества. Сэкономленные деньги пустить на покупку виниловых обоев.
В случае если ремонт проводят бригады, то контроль за работой строителей, ведут сами жильцы. Только после приемки работы и подписи хозяев дома, ремонтники получают оплату. Всего из районов для проведения работ приехали 13 бригад.
Дома с гарантией
Работа по строительству жилья, идет, действительно напряженная. Следующие сто домов готовятся к сдаче уже в начале июля. Строители выполняют полный цикл: от закладки фундамента до внутренней отделки. Естественно, не только у будущих владельцев домов, но и остальных горожан возникает вопрос о качестве нового жилья. В этом плане, по заверению Имангали Татваева, опасений быть не должно.
«Мы вместе с представителями политических партий видели, как закладывают фундамент. Глубина заделки составляет 170 сантиметров, то есть более полутора метров. Забивают сваи, делают заливку, которая мгновенно схватывается», − рассказывает член комиссии.
Строительство ведется по новым технологиям. И, поэтому, как отмечает Татваев, ждать как раньше, несколько месяцев, пока «устоится фундамент», не нужно.
«Каждый дом, который готовится к сдаче, усиленно проверяет технадзор. За качество можно не беспокоиться. Кроме того, строительство ведут местные фирмы. Если возникнут какие-то неисправности, они в любой момент будут готовы их устранить. То есть, образно говоря, дом остается на гарантии. Строительство идет с чувством, что это делается для людей. Из ста человек, которые уже получили дома, недовольных нет», − подчеркивает собеседник.
Кстати, чтобы избежать недовольства, распределение номеров домов производится в порядке поданных заявлений.
«Изначально решили, чтобы люди сами выбирали понравившийся дом. Но на практике, учесть пожелания всех 700 человек проблематично. Кто-то захочет дом ближе к реке, а кто-то к остановке. Срабатывает человеческий фактор. Поэтому, каждой конкретной семье выдается сразу улица и номер дома. Строения абсолютно идентичные, поэтому споров быть не должно», − отмечает представитель комиссии.
Сам же потерявший жилье Татваев, посовещавшись с семьей, тоже выбрал дом в новом микрорайоне. И в порядке очереди ждет заселения.
«Как вы понимаете, никакого приоритета в распределение очередности домов нет. Единственное, из-за чего может быть передвижение, если человек отказался от дома в Бірліке, поэтому его вносят в другой список. А тот, кто был следующий, становится на место выбывшего», − комментирует представитель комиссии.
Напомним, у каждого, кто лишился жилья, есть выбор: приобретение квартиры стоимостью до 22 млн тенге или дома на 80 квадратных метров. По данным члена комиссии, половина из заявителей подали на получение частного дома, остальные, соответственно, выбрали квартиры. На частных домах, в основном, останавливаются люди в возрасте.
«Есть случаи, когда изначально выбирают частные дома, но потом передумывает. А кто-то, наоборот, после некоторых раздумий, склоняется в пользу дома в Бірлік. Сейчас порядка 480 заявлений подано на получение домов в новом микрорайоне», − добавил Татваев.
В акимате считают, что такой выбор вполне ожидаем. Многие люди жили на земле, и не представляют себя без приусадебного участка. К тому же 10 соток земли около дома – хорошее подспорье.
Со временем, в строящемся микрорайоне Бірлік наладят инфраструктура. А маршруты автобусов перевозчики уже продлили.
Читайте так же: Каждую весну Подгорье жило в ожидании большой воды. О затопленном районе в воспоминаниях краеведа из СКО.